Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Особенности найма работника индивидуальным предпринимателем

16.06.2016

В настоящее время индивидуальным предпринимателям предоставлено право нанимать работников себе на подмогу от одного до трех человек. При этом на практике возникает много вопросов, которые вызывают споры и среди юристов. В нашей публикации об особенностях, которые применяются только к работникам индивидуального предпринимателя, и четко изложенных в законодательстве. Во всем остальном, что не оговорено в НПА, должны применяться все общие нормы трудового законодательства.

 

 

Начало начал

 

Индивидуальный предприниматель (далее – ИП) должен:

 

быть зарегистрирован соответствующим центром «единого окна» при хокимияте и получить об этом свидетельство1;

 

изготовить печать и штамп по эскизам, заверенным печатью регистрирующего органа2;

 

открыть банковский счет в установленном законодательством порядке.

 

Только после этого можно переходить к приему работника.

 

Согласно п. 4 ст. 15 Трудового кодекса (ТК) индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем работников в порядке, установленном Кабинетом Министров, являются работодателями.

 

Согласно ст.18 ТК правовое регулирование труда отдельных категорий работников может иметь особенности. Однако устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровень трудовых прав и гарантий, предусмотренных ТК.

 

В соответствии с указанными нормами законодательства на работника ИП распространяются все общие нормы ТК, за исключением специальных правил (особенностей), установленных законодательством.

 

Данные особенности правового регулирования в настоящее время предусмотрены Положением о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников3 (далее - Положение).

 

Рассмотрим некоторые вопросы правового оформления приема на работу работника ИП и его трудовой деятельности.

 

 

Статус наемного работника

 

Согласно п.5 Положения, физлица, состоящие в трудовых отношениях с ИП, не рассматриваются в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеют права подписывать правовые акты от имени индивидуального предпринимателя.

 

На практике возникает вопрос: вправе ли индивидуальный предприниматель выдать доверенность своему работнику и уполномочить его подписывать те или иные документы вместо себя?

 

Необходимо отметить, что выдача доверенностей регулируется не трудовым законодательством, а гражданским. Согласно ст.134-144 Гражданского кодекса в данном случае доверенность должна быть оформлена в нотариальной форме, так как для ИП законодательство не предусматривает иного варианта.

 

 

Штатное расписание

 

Следует иметь в виду, что ИП, занимающийся несколькими видами деятельности, имеет право нанимать не более трех работников, независимо от количества видов деятельности (п. 4 Положения).  Законодательство не предусматривает обязанности ИП иметь штатное расписание. Однако при приеме работника необходимо иметь наименование должности, на которую он принимается, общее количество штатных единиц, а также при подаче любой отчетности (или проверке4) подтверждающим документом (количества человек, зарплаты) будет являться именно штатное расписание. Поэтому практическая рекомендация – штатное расписание составлять, даже на одного человека. Оно удобно и давно применяется, не вызывает вопросов и является одним из доказательств правомерности трудовых правоотношений.

 

 

Документы при приеме на работу

 

В данном случае применяется ст.80 ТК, с особенностями, установленными пп. 12 и 16 Положения.

 

При приеме на работу поступающий предъявляет следующие документы:

 

паспорт либо заменяющий его документ, а лица в возрасте до 16 лет – свидетельство о рождении и справку с места жительства;

 

военный билет либо приписное свидетельство соответственно для военнообязанных или призывников;

 

диплом об окончании высшего или среднего специального, профессионального учебного заведения, удостоверение на право выполнения данной работы либо иной соответствующий документ при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с законодательством могут быть допущены только лица, имеющие специальное образование или специальную подготовку.  

 

Согласно п. 16 Положения работник должен также предоставить две свои фотографии размером 3 х 4 см, т.к. ИП обязан сдать их в ГНИ для постановки работника на учет.

 

Особенностью является то, что, согласно п. 12 Положения, трудовая книжка не ведется и следовательно, предъявлять ее при приеме на работу к ИП не требуется.

 

Однако, это не исключает обязанности для лица, поступающего на работу по совместительству, предъявить справку с основного места работы.

 

Также обязательны к соблюдению часть вторая  ст. 80 ТК, согласно которой при приеме на работу запрещается требовать от поступающего документы, не предусмотренные законодательством; и часть третья ст. 80 ТК, предусматривающая, что в приеме на работу может быть отказано, если паспорт у поступающего является недействительным, а равно поступающий не имеет временной или постоянной прописки либо учета по месту пребывания.

 

При этом работнику (в своих же интересах) следует представить работодателю копию своего ИНН и ИНПС для своевременной и правильной уплаты налогов и иных обязательных платежей.

 

 

Трудовой договор

 

При найме (приеме на работу) работника ИП заключает с ним в письменной форме трудовой договор по установленной форме (см. приложение № 2 к Положению).

 

 

Условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с нормами законодательства, недействительны. 

 

Особенностью трудового договора в данном случае является то, что он всегда будет срочным. Срок трудового договора не должен превышать срока действия свидетельства о госрегистрации ИП (п.9 Положения). Исходя из этого условия, установлен только предельный срок заключения трудового договора, следовательно, заключить его можно и на меньший срок (менее срока действия свидетельства).

 

В связи с этим также возникает вопрос: а как поступить с наемным работником, если ИП сам решил прекратить свою деятельность досрочно, до истечения действия свидетельства? Поскольку никаких исключений из общего правила не предусмотрено, в данном случае должен применяться пункт 1 части второй ст. 100 ТК – прекращение трудового договора по инициативе работодателя в связи с полной ликвидацией предприятия5. А это означает соблюдение всей процедуры и гарантий работника, установленных законодательством для такого случая (срок предупреждения заранее за два месяца, возможность его замены денежной компенсацией, выходное пособие, обязательное трудоустройство беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет, и др.).

 

Трудовой договор составляется в трех экземплярах, один из которых представляется в орган налоговой службы по месту налогового учета, второй остается у индивидуального предпринимателя, а третий – у работника (п.10 Положения). При этом заверение в трудовом договоре подписи индивидуального предпринимателя печатью не требуется (п.11 Положения).

 

 

Приказ о приеме на работу

 

В этом случае п. 11 Положения прямо установлено исключение из общего правила –  оформления приказа о приеме на работу не требуется.

 

 

Должностная инструкция

 

Законодательство не предусматривает обязанности ИП иметь должностную инструкцию. В установленной форме трудового договора предусмотрена графа «Обязанности работника». Вполне допустимо указать все должностные обязанности работника непосредственно в трудовом договоре.

 

Однако на практике это неудобно, для такого подробного описания давно используется должностная инструкция. Это тоже общепринятый документ, который необходим прежде всего самому работнику, чтобы четко понимать: что он должен делать на работе и чего не должен. Должностная инструкция предотвращает частые претензии и споры работодателей и работников, а также служит доказательством виновности или невиновности работника, определяет его степень ответственности.

 

 

Постановка на учет в ГНИ

 

Согласно п. 15 Положения ИП не позднее трех рабочих дней с даты заключения с работником трудового договора представляет в ГНИ по месту налогового учета заявление о постановке на учет наемного работника по установленной форме (см. приложение № 3 к Положению).

 

К заявлению о постановке на учет работника прилагаются следующие документы:

 

экземпляр трудового договора, заключенного между индивидуальным предпринимателем и работником;

 

две фотографии работника размером 3 х 4 см;

 

копия паспорта нанятого работника (п.16 Положения).

 

ГНИ в течение трех рабочих дней с даты получения заявления о постановке на учет выдают ИП Карточку учета наемного работника на срок действия трудового договора. По истечении срока действия данная Карточка учета сдается обратно в ГНИ и подлежит уничтожению. В случае же досрочного прекращения трудового договора с работником ИП подает в ГНИ уведомление о прекращении трудового договора с работником с одновременной сдачей Карточки учета (пп.18-21 Положения).

 

 

Трудовая книжка и стаж работы

 

Согласно п. 12 Положения ведение на работника трудовой книжки индивидуальным предпринимателем не осуществляется. Периоды работы по найму у ИП засчитываются в трудовой стаж работника при условии уплаты за него в эти периоды страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд (п.13 Положения).

 

Уплату таковых страховых взносов должен производить сам ИП, поскольку он является работодателем. Кроме того, работник не вправе подписывать документы от имени ИП в силу п. 5 Положения. Таким образом, даже принимая на работу бухгалтера, ИП должен выдать ему нотариально оформленную доверенность. Обычно (у юрлиц) право подписи предоставляется главному бухгалтеру в самом приказе при приеме на работу. Однако в данном случае, поскольку приказа о приеме не издается и существует правовой запрет на право подписи от имени ИП, единственным легитимным вариантом предоставить право подписи на необходимых документах будет выдача доверенности в нотариальной форме.

 

Работнику важно учитывать следующие обстоятельства:

 

- единственным подтверждением работы у ИП будет являться заключенный трудовой договор, т.к. приказ и трудовая книжка в данном случае отсутствуют;

 

- Карточка учета наемного работника по истечении срока действия сдается в орган налоговой службы по месту налогового учета и подлежит уничтожению (п.20);

 

- свидетельства ИП обычно краткосрочные (2-3 года), а по истечении срока сдаются обратно в регистрирующий орган.

 

Поэтому, во избежание трудностей подтверждения трудового стажа, которые могут возникнуть в связи со сдачей (либо утерей) указанных основных документов безвозвратно, а также с утратой сведений по уплате страховых взносов, работнику следует своевременно позаботиться о получении справки от ИП о периоде, датах и сумме уплаченных за него страховых взносов. Не лишним будет также снять ксерокопию со свидетельства ИП и своей Карточки учета и заверить эти копии печатью ИП.

 

Законодательство не содержит обязанности ИП предоставлять работнику такие документы, поэтому целесообразно вписать эту обязанность в трудовой договор, например, в графу «Обязанности работодателя» либо в графу «Другие условия». Можно предусмотреть такую формулировку: «Работодатель обязан осуществлять уплату страховых взносов за работника в порядке, установленном законодательством, и предоставить об этом работнику справку за весь период работы с указанием каждой даты и суммы оплаты – в день прекращения трудового договора, а также предоставить ксерокопию Карточки учета наемного работника и ксерокопию своего свидетельства индивидуального предпринимателя, заверенные печатью индивидуального предпринимателя».

 

На практике возникают и другие вопросы, связанные с работой по найму у ИП. Уважаемые читатели, напоминаем, что за подробными разъяснениями вы можете обратиться в справочную службу «Мы отвечаем!»

Зумрад НИЯЗМЕТОВА, адвокат.

 

 

 


1 Свидетельство о госрегистрации индивидуального предпринимателя, на практике именуемое «патент».

2 П.28 Положения «Об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» (утверждено Постановлением Президента от 24.05.2006 г. № ПП-357).

3 Утверждено ПКМ от 31 июля 2015 года № 219.

4 Например, правовым инспектором по труду.

5 В силу ст.18 Трудового кодекса.


Комментарии (8)

Добавить комментарий

Гость_Адвокат Павел Сильнов :

2016-06-16 20:01:40

На мой взгляд очень полезный материал. В свою очередь хотелось бы также затронуть еще ряд проблем, возникающих при реализации данного Положения.
Так, согласно Положения  "срок трудового договора не должен превышать срока действия свидетельства о госрегистрации ИП (п.9 Положения)." В тоже время на практике,  Свидетельства выдаются сроком действия более пяти лет. Возникает вопрос: вправе ли ИП заключить трудовой договор с работником на срок более 5 лет, если срочный трудовой договор заключается на срок не более 5 лет (часть первая статьи 75 Трудового кодекса Республики Узбекистан (далее-ТК РУ). Исходя из Положения получается, что можно, но это противоречит статье 75 ТК РУ. Думается это противоречие нужно разрешить путем внесения изменений в п.9 Положения и привести его содержание в соответствии со статьей 75 ТК РУ.
 
В соответствии с п.п. 6 и 7 Положения:
  "6. Трудовые отношения между индивидуальным предпринимателем и нанятым работником индивидуального предпринимателя (далее - работник) регулируются трудовым законодательством с учетом особенностей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренных в настоящем Положении.
7. Индивидуальный предприниматель обязан обеспечить соблюдение установленных законодательством трудовых прав работников."
Несомненно очень важно обеспечить соблюдение трудовых прав работников. Но в состоянии ли рядовой ИП, который имеет небольшие средства или только начинает свою деятельность обеспечить выплату работнику в полном объеме, например, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 2 лет, пособий по временной нетрудоспособности и выплаты по реализации трудовых прав.  Думается вопрос соблюдения трудовых прав должен содержать определенные особенности, свойственные специфики деятельности ИП. Нужно продумать оптимальный размер таких выплат, чтобы были учтены интересы как работника, так и работодателя.

Гость_123 :

2016-06-17 09:57:51

По поводу того, что доверенность должна оформляться нотариально нам мой взгляд не совсем верно. Так как  раз ИП уполномочили нанимать работника то он уже своему работнику на общих основаниях может выдавать доверенности, в том числе на получение ТМЦ. Тем более законодательством нет конкретного запрета на  выдачу ИП доверенности своим работникам.

Гость_Ниязметова З.М. :

2016-06-17 15:17:40

Спасибо за комментарии, уважаемый коллега, Павел Сильнов. До внесения изменений в законодательство, полагаю, в данном случае противоречие НПА следует решать исходя из высшей юридической силы ТК над Положением. Т.е., все-таки трудовой договор заключать на срок не свыше 5 лет, даже если свидетельство ИП выдано на срок более 5 лет. С этим замечанием согласна целиком.
Что касается трудностей ИП в обеспечении трудовых прав работников, то согласиться полностью не могу. Как мне представляется, здесь действуют все те же законы бизнеса – не можешь позволить себе нанять специалиста, делай эту работу сам. Грамотный предприниматель должен знать свои издержки и рассчитывать финансовые возможности. Поэтому, не можешь обеспечить трудовые права работника – не надо нанимать. Люди не должны пострадать из-за отсутствия здравого смысла работодателя. [/quote]

Гость_Ниязметова З.М. :

2016-06-17 15:20:41

Спасибо Вам за отзыв, Гость_123. Дело не в запрете на выдачу доверенностей (его в данном случае нет), а в том, что законодательство предписывает определенную форму доверенности. Если Вы проанализируете ст.134-144 Гражданского кодекса, то увидите, что для ИП нет иного варианта, кроме как нотариальная форма доверенности. ИП не имеет статуса юр.лица.
И, наверное, необходимо уточнить, что речь в публикации идет не о доверенности на получение ТМЦ, а о доверенности на право подписи (например, договоров, отчетов и иных документов). Это разные виды доверенности. Форма доверенности на получение ТМЦ давно утверждена и порядок ее заполнения тоже. Понятно, что по этой доверенности работник получает какое-либо имущество, но не подписывает сам договор. А вот для того, чтобы подписывать договор или иной документ от имени ИП, необходима другая доверенность, в которой четко следует перечислить, на подписание каких именно документов уполномочивается работник. И в случае с ИП, повторюсь, законодательство в настоящий момент не предусматривает иного варианта, кроме как нотариально удостоверенной доверенности.

Гость_юрклуб :

2016-06-18 21:49:17

А мне вот интересно, как будут ИП своим работникам зарплату начислять, рассчитывать и уплачивать налоги и соцстрах, отпускные, командировочные? Получается каждый ИП должен иметь и бухгалтерское и юридическое образование?! Или нужно обращаться в консалтинговые фирмы и нести доп.расходы. Да и кто реально пойдет работать на ИП, когда при сложившейся системе пенсионного обеспечения не известно сможет ли потом работник подтвердить свой трудовой стаж или нет.
И ещё вопрос: если вдруг ИП скончается, кто и как будет с нанятыми им работниками договора прекращать?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1275