Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Перспективы внедрения корпоративного управления

28.05.2015

Анализируя эпохи, ученые делают вывод, что в XIX веке двигателем экономического развития было предпринимательство, в XX столетии – менеджмент, а в XXI веке эта функция переходит к корпоративному управлению.

 

Термин «корпоративное управление» достаточно часто стал использоваться представителя­ми государственной власти, предпринимателями и журналистами. Однако пока не существует унифицированного подхода к определению этого понятия. Сам термин впервые стал использоваться американскими экономистами.

 

По мере развития корпоративной практики в международно-правовом акте, одобренном в апреле 1999 года Организацией экономического сотрудничества и раз­вития, было сформулировано следующее определение корпоративного управления: это внутреннее средство кон­троля над деятельностью корпорации... Оно включает комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами).

 

Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы. А механизмы такого управления призваны обеспечить ответственность наблюдательного совета перед акционерами, менеджмента компании − перед наблюдательным советом, собственников крупных пакетов акций – перед миноритариями, компании – перед работниками и покупателями, обществом в целом.

 

 

 

Избавиться от пассивности

 

 

В результате разгосударствления и приватизации в настоящее время в Узбекистане создано и функционирует свыше 1 100 акционерных обществ, совокупный уставный капитал которых составляет более 11,7 триллиона сумов и за последние десять лет он вырос в 5,3 раза.

 

Но развитие акционирования в нашей стране демонстрирует и много нерешенных проблем в системе корпоративного управления и распределения доходов от деятельности акционерных обществ. Особенно это касается акционерных обществ, где владельцем пакетов акций является государство, где акционеры, особенно миноритарии, фактически оторваны от управления и принятия решений из-за незначительного объема и раздробленности пакета акций. В результате фактическое управление производством по-прежнему осуществляет директорский корпус, который нередко не заинтересован в эффективном использовании ресурсов, расширении ассортимента продукции, снижении ее себестоимости и повышении конкурентоспособности. Именно он остается приверженцем старого административно-командного стиля управления, где преобладает механизм субъективного «ручного» управления, что приводит к пассивности и безынициативности управленческих кадров, ожидающих команд сверху.

 

 В условиях Узбекистана наиболее приемлемым и оправдывающим себя вариантом является такая форма собственности, когда владельцами акций становятся, наряду с отечественными, и иностранные инвесторы. В нашей стране уже действует свыше 4 тысяч таких предприятий, созданных с участием иностранного капитала из более чем 90 стран. Есть примеры успешного функционирования предприятий, полностью основанных на иностранном капитале и зарубежных методах корпоративного управления.

 

 

 

Правовые основы нового управления

 

Одним из основных нормативно-правовых актов в сфере корпоративного управления является Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (новая редакция) от 6.05.2014 г. № ЗРУ-370 (далее − Закон). Тем не менее, в нижней палате парламента нового созыва уже идет обсуждение новой редакции, состоящей из 118 статей действующего Закона.

 

Кроме того, уже 15 лет периодически принимаются законодательные акты, направленные на развитие и регулирование корпоративного управления. С этими документами можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

 

Самые уязвимые держатели акций

 

 

Сохранившийся еще старый административный стиль управления меньше всего учитывает интересы тех акционеров, которые владеют небольшими, незначительными в общем объеме пакетами акций, так называемых миноритариев.

 

В соответствии со статьей 82 вышеуказанного Закона в обществе может создаваться комитет миноритарных акционеров. Важно, что избрать его членов могут акционеры на общем собрании, но которые не выдвигали кандидатов в наблюдательный совет либо кандидатуры от которых не были избраны в наблюдательный совет на проводимом общем собрании акционеров.

 

В состав комитета миноритарных акционеров не могут входить директор, члены правления общества, а также лица, избранные в наблюдательный совет и ревизионную комиссию (ревизором) общества.

 

Решения комитета миноритарных акционеров принимаются простым большинством голосов. Он не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность общества, но в то же время вмешательство в его деятельность со стороны наблюдательного совета или исполнительного органа общества не допускается.

 

В связи с этим надо обратить внимание на Постановление Пленума Верховного суда и Пленума Высшего Хозяйственного суда «О некоторых вопросах применения Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» от 3.10.2014 г. № 17/266, которое предельно четко разъясняет взаимоотношения среди самих миноритариев, и их с обществом.

 

Справка: По мнению Группы Всемирного банка, в области защиты прав миноритарных инвесторов в 2014 году Узбекистан занял 100 место и поднялся по сравнению с годом ранее на 18 позиций. По данному показателю Узбекистан обошел такие страны, как Китай (132), Люксембург (117), Оман (122), Венгрия (110), Вьетнам (117), Катар (122) и др. По индексу защиты миноритарных интересов инвесторов Узбекистан получил 8 баллов из возможных 10.

 

 

 

 

Несомненно и то, что недавно изданный Указ Президента Узбекистана «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24.04.2015 г. значительно улучшит ситуацию в области акционирования, так же как и принятие в новой редакции Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».

 

 

Фозилжон ОТАХОНОВ,

председатель Международного коммерческого арбитражного

(третейского) суда

при Торгово-промышленной палате Узбекистана,

кандидат юридических наук, доцент.

 

 

Публикации по теме:

 

Внедрение новых методов корпоративного управления АО уже началось

 

 

В АО внедряются современные методы корпоративного управления

 

В какой сфере больше всего акционерных обществ?

 

Государственная доля дивидендов от акционерных обществ увеличивается

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_