Это не мечта, а новая банковская система, работающая на практике. Ее апробация прошла в одном из коммерческих банков столицы, и в настоящее время этот банк уже в рабочем режиме подключил к ней более 60% бюджетных организаций – своих клиентов.
На сегодняшний день порядка 50% выплат по зарплате и социальным пособиям начисляется на пластиковые карточки. И неудивительно, что своевременность этих зачислений остается темой актуальной.
Представителями Центрального банка ранее было сообщено о создании новой электронной банковской системы с участием коммерческих банков и Министерства финансов, предусматривающая при помощи программы UzASBO отправку извещений по зарплате сотрудникам бюджетных организаций на пластиковые карты Uzcard EMV.
О практической работе этой системы в интервью для Norma.uz рассказал Улугбек Рахметов, начальник управления банковских пластиковых карточек «Ипотека банка»:
− В целях реализации электронного документооборота между коммерческими банками и организациями, финансируемыми через Казначейство Узбекистана, «Ипотека банком» при содействии Минфина была внедрена новая система документооборота.
Благодаря данной системе бюджетная организация теперь не предоставляет банку бумажный вариант ведомостей и платежных поручений, достаточно отправить их в электронном виде.
На практике это осуществляется благодаря специальному программному комплексу и электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая должна быть у бухгалтера предприятия. Со стороны банка операция сверки информации, предоставленной о работнике (Ф.И.О., номер карточки и т.д.), также происходит в электронном виде. Практика показала, что использование системы позволяет зачислить средства на счет сотрудника в течение полутора минут с момента отправки распоряжения бухгалтером предприятия.
«Первыми ласточками», которые испытали все очевидные удобства, стали бухгалтеры бюджетных организаций, обслуживающихся в «Ипотека банке», ведь теперь им не нужно посещать банк для предоставления соответствующих ведомостей на зачисление средств на пластиковые карточки сотрудников. Все это делается с рабочего компьютера.
Ранее для этой операции бухгалтерам приходилось лично предоставлять в банк ведомости и платежные поручения. При этом нерационально использовалось время не только самих бухгалтеров, но и сотрудников банка, которые должны были осуществить сверку между бумажными и электронными версиями документов. В случае же выявления каких-то расхождений зачисление откладывалось до исправления ошибок.
Будет ли данный опыт распространяться на другие банки? Можно сказать однозначное «да». По данным представителя «Ипотека банк», в настоящее время со стороны Центрального банка, Минфина и Казначейства ведется подготовительная работа по внедрению данной системы и в других коммерческих банках страны.
В рамках мероприятия также было рассказано о реализации Центральным банком второго этапа проекта «Клиринговая система расчётов оплаты розничных платежей в режиме реального времени с учётом дальнейшей интеграции с биллинг-системами поставщиков услуг». Надо напомнить, что на первом этапе при Центральном банке был создан Банк расчетов и налажен механизм прямого дебетования корреспондентских счетов банков по обязательствам клиентов банка. На втором этапе для осуществления в режиме реального времени налоговых и других обязательных платежей, платежей за потребление электроэнергии и газа интегрированы информационные системы Государственного налогового комитета, биллинговые системы компаний «Узбекэнерго», «Узтрансгаз», а также мобильного оператора Beeline.
Очевидно, что реализация подобных проектов в конечном итоге ускоряет денежный оборот и укрепляет значение платежной системы.
Саида Джанизакова, соб. корр.
Публикации по теме:
Пластиковая карта - универсальный платежный инструмент
Мобильный банкинг для пластиковых карт DUET и Visa
Используешь банковскую карту – предъяви документ