Опубликованный 5 октября т.г. Указ Президента № УП-4848[1] дал новый виток дискуссии о взаимоотношениях бизнеса и государства. В частности, в утвержденной Программе комплексных мер предусматривается разработка законопроекта «О государственно-частном партнерстве». Остановимся подробнее на этой теме в нашем новом обзоре.
Терминология
Для начала дадим определение государственно-частного партнерства (ГЧП).
В источниках обычно приводится такое разъяснение – это сотрудничество государства в лице его уполномоченных органов разного уровня (республиканского, регионального, местного) с представителями частного сектора в форме совместной реализации конкретных проектов.
При этом инициатором тут выступает именно государство, преследующее цель – привлечение в экономику частных инвестиций, развитие инфраструктуры в тех отраслях, которые находятся в его ведении. Оно же определяет принципы, на которых базируются взаимоотношения с частниками и механизмы реализации партнерских проектов.
Схожая по содержанию трактовка используется в зарубежных законодательных актах, регулирующих сферу ГЧП[2].
Формы партнерства
В международной практике выработано много различных форм реализации партнерских проектов. Наиболее распространенные из них строятся по принципу:
- «строительство-эксплуатация-передача» (Build, Operate, Transfer, ВОТ) – частный инвестор осуществляет строительство и эксплуатацию объекта в течение установленного срока, по истечению которого он передается государству;
- «строительство-передача-управление» (Build, Transfer, Operate, ВТО) – построенный частным партнером объект сразу по завершению строительства переходит государству, после чего возвращается "частнику" в управление;
- «строительство-владение-управление» (Build, Own, Operate, ВOО) – построенный за счет частного партнера объект остается у него, как правило, на праве собственности для дальнейшей эксплуатации. Госпартнер при этом определяет отрасль, в которой реализуется проект и другие обязательные условия.
Это базовые виды, закрепленные на правовом уровне в большинстве иностранных государств. В других моделях могут предусматриваться функции проектирования, разработки, финансирования объектов, их аренды, лизинга и т.д.
Направления сотрудничества
В основном в формате ГЧП реализуются наиболее сложные проекты, требующие вовлечения большого количества финансовых, трудовых и производственных ресурсов в приоритетных для государства (или стратегических) отраслях.
При этом каждое государство самостоятельно определяет направления ГЧП исходя из уровня социально-экономического развития и прочих макроэкономических показателей.
Скажем, в Великобритании – мировом лидере по количеству и объемам ГЧП – основная часть проектов реализуется в сфере дорожного строительства. Самый крупный и известный проект – строительство туннеля под Ла-Маншем.
В странах Восточной и Западной Европы на основе ГЧП строятся транспортные объекты. Примером могут служить международный аэропорт в Варшаве (Польша) и крупнейший немецкий аэропорт во Франкфурте-на-Майне (Рейн-Майнский аэропорт). В их строительстве использовалось до 80% частных инвестиций.
Мировая практика знает положительные примеры партнерства также в сфере здравоохранения, образования и коммунального хозяйства.
Нормативно-правовая основа
С точки зрения права, вопросы ГЧП регулируются как международными документами универсального характера, так и двусторонними торгово-экономическими соглашениями Узбекистана с другими странами.
На национальном уровне отдельные элементы правового регулирования этой сферы встречаются, например, в ГК (например, нормы о поставке товаров для госнужд) и ряде подзаконных актов о госзакупках, Законах «О разгосударствлении и приватизации», «Об иностранных инвестициях» «О недрах», «О концессиях», «О свободных экономических зонах» и др.
С полными текстами указанных документов можно ознакомиться в информационно-правовой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Вместе с тем, важность темы предполагает наличие отдельного самостоятельного нормативного акта, направленного на регулирование государственно-частных партнерских отношений.
Что должно быть в законе
С учетом анализа зарубежного законодательства, полагаем, законопроект должен содержать некоторые существенные аспекты.
Во-первых, общие условия реализации партнерских проектов. Здесь, на наш взгляд, должны быть прописаны:
- принципы, на которых строятся публично-частные взаимоотношения;
- сфера реализации партнерских соглашений (например, дорожное, транспортное хозяйство, коммунальное обслуживание, здравоохранение и т.д.);
- меры по их реализации (например, строительство и реконструкция объектов, финансирование строительно-ремонтных работ, эксплуатация и техобслуживание объектов и т.д.);
- требования, предъявляемые к частным партнерам.
Во-вторых, компетенция госорганов в сфере регулирования партнерских отношений, гарантии прав партнеров, а также распределение потенциальных рисков, связанных с реализацией проекта.
В-третьих, процедура реализации проекта на отдельных этапах:
- подготовка, рассмотрение и оценка предложения;
- принятие решения о реализации проекта;
- проведение конкурса по отбору частного партнера;
- заключение и исполнение партнерского соглашения.
В-четвертых, обязательные условия партнерского соглашения (предмет, права и обязанности партнеров, правовой режим объектов и т.д.), порядок его оформления (изменения, расторжения) и госрегистрации.
Важно, чтобы в закрепленных механизмах сотрудничества бизнеса с государством учитывались интересы как общества в целом, так и его отдельных групп. К примеру, в ходе реализации проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве нельзя допустить резкого роста цен на услуги и увеличения финансовой нагрузки на потребителей.
Также, должен соблюдаться принцип социальной ответственности бизнеса в виде расходования части прибыли частного партнера на строительство, реконструкцию и оснащение социальных объектов: школ, детсадов, домов ребенка и т.д.
Таким образом, разрабатываемый закон должен определить рамки правового поля, в которых будет соблюден разумный баланс интересов государства, бизнеса и общества. Следовательно, появятся ли в нашей стране платные дороги или частные коммунальные службы будет видно исходя из принятого документа.
***
Принятие и практическая реализация Закона «О государственно-частном партнерстве» позволит привлечь средства частных инвесторов в госпроекты, расширить рамки и нарастить объемы двустороннего сотрудничества на взаимовыгодных условиях, а также положительно сказаться на развитии объектов социальной инфрастуктуры.
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт
Публикации по теме:
Внеплановые и встречные проверки бизнеса отменят
Бизнес-омбудсман: Узбекистан и практика зарубежных стран
[1] «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».
[2] См. например, Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» от 01.07.2010 г. № 2404-VI; Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ; Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» от 31.10.2015 г. № 379-V ЗРК; Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» от 30.12.2015 г. № 345-З.