Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Появятся ли в Узбекистане платные дороги

19.10.2016

 

Опубликованный 5 октября т.г. Указ Президента № УП-4848[1] дал новый виток дискуссии о взаимоотношениях бизнеса и государства. В частности, в утвержденной Программе комплексных мер предусматривается разработка законопроекта «О государственно-частном партнерстве». Остановимся подробнее на этой теме в нашем новом обзоре.

 

Терминология

 

Для начала дадим определение государственно-частного партнерства (ГЧП).

 

В источниках обычно приводится такое разъяснение – это сотрудничество государства в лице его уполномоченных органов разного уровня (республиканского, регионального, местного) с представителями частного сектора в форме совместной реализации конкретных проектов.

 

При этом инициатором тут выступает именно государство, преследующее цель – привлечение в экономику частных инвестиций, развитие инфраструктуры в тех отраслях, которые находятся в его ведении. Оно же определяет принципы, на которых базируются взаимоотношения с частниками и механизмы реализации партнерских проектов.

 

Схожая по содержанию трактовка используется в зарубежных законодательных актах, регулирующих сферу ГЧП[2].

 

Формы партнерства

 

В международной практике выработано много различных форм реализации партнерских проектов. Наиболее распространенные из них строятся по принципу:

 

- «строительство-эксплуатация-передача» (Build, Operate, Transfer, ВОТ) – частный инвестор осуществляет строительство и эксплуатацию объекта в течение установленного срока, по истечению которого он передается государству;

 

- «строительство-передача-управление» (Build, Transfer, Operate, ВТО) – построенный частным партнером объект сразу по завершению строительства переходит государству, после чего возвращается "частнику" в управление;

 

- «строительство-владение-управление» (Build, Own, Operate, ВOО) – построенный за счет частного партнера объект остается у него, как правило, на праве собственности для дальнейшей эксплуатации. Госпартнер при этом определяет отрасль, в которой реализуется проект и другие обязательные условия.

 

Это базовые виды, закрепленные на правовом уровне в большинстве иностранных государств. В других моделях могут предусматриваться функции проектирования, разработки, финансирования объектов, их аренды, лизинга и т.д.

 

 


Направления сотрудничества

 

В основном в формате ГЧП реализуются наиболее сложные проекты, требующие вовлечения большого количества финансовых, трудовых и производственных ресурсов в приоритетных для государства (или стратегических) отраслях.

 

При этом каждое государство самостоятельно определяет направления ГЧП исходя из уровня социально-экономического развития и прочих макроэкономических показателей.

 

Скажем, в Великобритании – мировом лидере по количеству и объемам ГЧП – основная часть проектов реализуется в сфере дорожного строительства. Самый крупный и известный проект – строительство туннеля под Ла-Маншем.

 

В странах Восточной и Западной Европы на основе ГЧП строятся транспортные объекты. Примером могут служить международный аэропорт в Варшаве (Польша) и крупнейший немецкий аэропорт во Франкфурте-на-Майне (Рейн-Майнский аэропорт). В их строительстве использовалось до 80% частных инвестиций.  

 

Мировая практика знает положительные примеры партнерства также в сфере здравоохранения, образования и коммунального хозяйства.

 

Нормативно-правовая основа

 

С точки зрения права, вопросы ГЧП регулируются как международными документами универсального характера, так и двусторонними торгово-экономическими соглашениями Узбекистана с другими странами.

 

На национальном уровне отдельные элементы правового регулирования этой сферы встречаются, например, в ГК (например, нормы о поставке товаров для госнужд) и ряде подзаконных актов о госзакупках, Законах «О разгосударствлении и приватизации», «Об иностранных инвестициях» «О недрах», «О концессиях», «О свободных экономических зонах» и др.

 

С полными текстами указанных документов можно ознакомиться в информационно-правовой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Вместе с тем, важность темы предполагает наличие отдельного самостоятельного нормативного акта, направленного на регулирование государственно-частных партнерских отношений.

 

Что должно быть в законе

 

С учетом анализа зарубежного законодательства, полагаем, законопроект должен содержать некоторые существенные аспекты.

 

Во-первых, общие условия реализации партнерских проектов. Здесь, на наш взгляд, должны быть прописаны: 

- принципы, на которых строятся публично-частные взаимоотношения;

- сфера реализации партнерских соглашений (например, дорожное, транспортное хозяйство, коммунальное обслуживание, здравоохранение и т.д.);

- меры по их реализации (например, строительство и реконструкция объектов, финансирование строительно-ремонтных работ, эксплуатация и техобслуживание объектов и т.д.);

- требования, предъявляемые к частным партнерам.

 

Во-вторых, компетенция госорганов в сфере регулирования партнерских отношений, гарантии прав партнеров, а также распределение потенциальных рисков, связанных с реализацией проекта. 

 

В-третьих, процедура реализации проекта на отдельных этапах:

- подготовка, рассмотрение и оценка предложения;

- принятие решения о реализации проекта;

- проведение конкурса по отбору частного партнера;

- заключение и исполнение партнерского соглашения.

 

В-четвертых, обязательные условия партнерского соглашения (предмет, права и обязанности партнеров, правовой режим объектов и т.д.), порядок его оформления (изменения, расторжения) и госрегистрации.

 

Важно, чтобы в закрепленных механизмах сотрудничества бизнеса с государством учитывались интересы как общества в целом, так и его отдельных групп. К примеру, в ходе реализации проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве нельзя допустить резкого роста цен на услуги и увеличения финансовой нагрузки на потребителей.

 

Также, должен соблюдаться принцип социальной ответственности бизнеса в виде расходования части прибыли частного партнера на строительство, реконструкцию и оснащение социальных объектов: школ, детсадов, домов ребенка и т.д.

 

Таким образом, разрабатываемый закон должен определить рамки правового поля, в которых будет соблюден разумный баланс интересов государства, бизнеса и общества. Следовательно, появятся ли в нашей стране платные дороги или частные коммунальные службы будет видно исходя из принятого документа.

 

***

 

Принятие и практическая реализация Закона «О государственно-частном партнерстве» позволит привлечь средства частных инвесторов в госпроекты, расширить рамки и нарастить объемы двустороннего сотрудничества на взаимовыгодных условиях, а также положительно сказаться на развитии объектов социальной инфрастуктуры. 

 

Олег ЗАМАНОВ,

наш эксперт

 

Публикации по теме:

 

Внеплановые и встречные проверки бизнеса отменят 

 

Доверять – не проверять!

 

Бизнес-омбудсман: Узбекистан и практика зарубежных стран

 

 


[1] «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».

[2] См. например, Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» от 01.07.2010 г. № 2404-VI; Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ; Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» от 31.10.2015 г. № 379-V ЗРК; Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» от 30.12.2015 г. № 345-З.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_