Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу Как предприятию продать квартиру физическому лицу

Стартап-проекты в Узбекистане: как обстоят дела?

06.06.2017

Cтартап-акселераторы для Узбекистана явление молодое, но уже сегодня видны результаты. Это новые компании, вышедшие на рынок в последние несколько лет и добившиеся узнаваемости бренда. Как же организована работа в отечественных стартап-акселераторах, кто за ними стоит и какие условия предлагаются участникам?

 

Что такое стартапы?

 

«Startup» стало модным словом, участие в них – трендом. Практически каждый студент знает, что это, и мечтает о стремительном старте в большой бизнес именно со стартап-площадки. Однако, развитие стартап-движения невозможно без акселераторов.

 

Стартап-акселератор – это социальный институт (т.е. организация – ред.), который помогает расти и развиваться молодым компаниям. Каждый акселератор имеет свою упорядоченную программу, которая, как правило, длится от 3-х до 6-ти месяцев. За это время компания может найти, проверить или усовершенствовать свою бизнес-модель, протестировать продукт, найти первых клиентов или расширить клиентскую базу, разобраться со множеством других вопросов.

 

Кроме того, акселераторы обычно предоставляют резидентам площадку (офис или коворкинг) во время прохождения программы. По сути, помогают предпринимателю выполнить качественную подготовку запуска своего проекта на разных стадиях развития бизнес-идеи.

 

Пионером среди акселераторов считается американский «YCombinator», основанный инвестором и предпринимателем Полом Гремом и его партнерами в 2005 году. Компания предлагала проектам на ранних стадиях развития минимальные инвестиции и акселерационную программу длительностью 3 месяца. Спустя два года первый бизнес-акселератор появился и в Европе. Это была лондонская компания «Seedcamp», основанная группой из 30-ти европейских инвесторов.

 

Как видим, стартап-движение еще сравнительно молодо, однако за 12 лет существования охватило практически весь мир. Как же обстоят дела в Узбекистане?

 

«3 кита», или что из себя представляют startup-акселераторы  Узбекистана

 

На сегодняшний день полноценными акселераторами можно назвать 3 организации:

  • акселератор для IT-проектов StartupFactory – основан в 2015 году по частной инициативе, вырос из ежемесячных конференций StartupMix, которые проводятся с 2013 года;
  • открытая площадка стартапов и инвесторов StartIn была создана в 2015 году, выросла из ежемесячных встреч в формате BUSINESSHUB;
  • интенсивная программа поддержки стартапов для студентов и преподавателей вузов Startup-Инициативы, запущена в 2016 году проектом ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза - III)» совместно с Агентством по науке и технологиям.

 

Очевидно, что два акселератора – узконаправленные. StartupFactory  поддерживает IT-проекты, Startup-Инициативы – проекты, рожденные в вузах. StartIn принимает к рассмотрению проекты в различных сферах.

 

30 апреля т.г. Министерство занятости и трудовых отношений анонсировало проведение стартап-недели с 5 по 16 июня. Данный проект также узконаправленный, так как целевой аудиторией являются выпускники лицеев и колледжей. Из рекламного ролика очевидно, что о полноценном акселераторе речи пока нет. Весомое преимущество данной инициативы – ориентированность на все регионы страны, в то время как резиденты описанных выше акселераторов в основном представляют столичный регион.

 

Как попасть в акселератор?

 

Механизм отбора у акселераторов практически идентичен. Нужно заполнить заявку на сайте компании и пройти личное собеседование. Сделать это надо в период, когда открыт набор участников на очередной «поток».

 

Организаторы акселераторов в интервью Norma.uz рассказали о критериях отбора резидентов.

 

Елена Селезнева, директор StartupFactory:

– Мы рассматриваем все заявки, поступившие к нам. Проводим первичный отбор «на адекватность» и приглашаем участников на интервью. Важно, чтобы многое совпало:

  • проект был нам коммерчески интересен и был в нашей компетенции;
  • мы понимали, чем можем помочь стартапу;
  • мы с командой проекта «были на одной волне» (многие приходят с кучей идей и думают, что в акселераторе будут «работать за них», но это не так).

 

В итоге, мы отбираем 5-6 проектов, основываясь не только на перспективной идее, но, и в большей степени, на команде стартапа-заявителя.

 

Максим Романов, директор BusinessHub, соучредитель  StartIn:

 

– Первичный отбор заявок выявляет участников для рабочих встреч. Инвесторы, менторы и представители банков оценивают проекты в рамках жюри на каждой встрече, дают комментарии, советы и рекомендации. К маю 2017 года площадкой организованно 10 рабочих встреч, в которых приняли участие более 100 стартап-проектов. Треть из них получили инвестирование, часть проектов взяты под менторство, а некоторые команды соединили свои усилия для дальнейшей работы над общими проектами.

 

Опыт первых рабочих встреч показал, что необходим прогон проектов перед презентацией. Так, из 20 заявленных проектов на встречу после прогона проходит лишь половина. Из 10 отобранных проектов успешная презентация получается лишь у единиц.

 

«Вузовский» акселератор (Startup-Инициативы) на данный момент завершил только одну программу и ведет работу со вторым набором. В дебютном «потоке» было принято 308 заявок от 33 высших учебных заведений. Первичный отбор отсеял значительную часть до собеседования, в котором приняли участие 196 заявителей. После семинаров и индивидуальных тренингов с наставниками в проекте осталось 57 стартапов. С ними и работали эксперты и менторы в течение 3-х месяцев.  В третий этап конкурса прошли 33 стартапа, а в финальном Демо дне участвовали 13 самых лучших.

 

Во что готовы вкладываться инвесторы

 

Проекты презентованы, молодых стартаперов учат как довести бизнес-идею до работающего и приносящего прибыль дела. Однако, для развития нужно не только обучение, но и финансирование. Что хотят и на каких условиях готовы сотрудничать инвесторы?

 

Елена Селезнева, директор StartupFactory:

– Инвесторы на рынке есть, их немало. Намного меньше smartmoney, профильных инвесторов, которые понимают, что это – вложиться в стартап, рисковать инвестициями и не ждать прибыли в ближайшие полгода.

 

Последние 2 года видна положительная динамика в отношении инвесторов к стартапам. Сейчас они уже не предлагают инвестиции взамен 80-90% доли в проекте.

 

Оценивая заинтересованность инвесторов сейчас, нужно учитывать и возраст стартаперов. Если проект запускает «взрослый» предприниматель, с опытом создания бизнеса – проблем с поиском инвестиций нет, спасибо нетворкингу и наработанным контактам.

 

Если же мы говорим о стартапере, для которого этот проект – первые шаги в бизнесе, инвестора найти сложнее. Многие молодые и начинающие предприниматели пока не созрели до профессиональных инвестиций, они просят деньги на развитие стартапа, не показав результатов и продаж, не протестировав свою идею, слишком идеалистично и ревностно относятся к ней, но при этом не готовы уделять своему проекту много времени. У многих нет полноценной команды, и инвесторы не хотят вкладываться «в стартапера-одиночку». В таких случаях срабатывает классическая схема FFF (friends, fools, family), когда стартаперы получают деньги на развитие от семьи и друзей.

 

На предыдущих наборах наш акселератор не предоставлял инвестиции командам, так как мы работали со стартапами на стадии идеи, тестирования и для инвестиций «было еще рано». В следующих наборах ситуация может измениться, мы тестируем разные модели работы.

 

Максим Романов, директор BusinessHub, соучредитель  StartIn:

– За год работы мы наблюдали с какими идентичными иллюзиями стартаперы приходят на нашу площадку. Одна из иллюзий – вера в свою гениальность и оригинальность представленной идеи.

 

Надо понимать, что инвестор не вкладывается в идею и даже не ожидает более или  менее разработанный бизнес-план. Инвестор вкладывается в команду, в людей, которые должны «гореть» своим проектом, прекрасно осознавая все предстоящие трудности.

 

Другая иллюзия – инвестор обязан вложиться в проект, и потом «не лезть» ни с советами, ни с проверками. Многие также ожидают, что инвестор не будет претендовать на долю в компании. Самая большая иллюзия – ждать щедрого инвестора, который из филантропических побуждений просто даст денег за «гениальность» идеи.

 

Людей с такими нереальными ожиданиями, к сожалению, очень много, но иллюзии развеиваются, когда менторы и члены жюри обучают стартаперов и подвергают их идеи здоровой критике и анализу.

 

Чтобы стать членом жюри в StartIn и получить статус официального инвестора, наши партнеры заполняют специальную анкету, где предоставляют информацию о своем инвестиционном потенциале. В  портфолио многие уже  имеют примеры инвестирования в стартапы, удачные или не очень. Площадка StartIn на данный момент имеет базу инвесторов, проверенных и заинтересованных в поддержке молодых стартаперов.

 

Вероника Камышанская,  соучредитель  BusinessHub и директор BusinessHub Академии:

– К сожалению, очень редко стартап-команды приходят подготовленными и хотя бы на удовлетворительном уровне разбираются в азах ведения бизнеса. Сейчас, когда молодежное стартап-движение стало мейнстримом, многие хотят выступить перед инвесторами, ожидая, что миллионные инвестиции потекут к ним рекой.  Мы ожидаем, что  мейнстримом станет понимание важности инвестиций в себя, в свое бизнес-образование. Когда такое понимание придет, то и провальных стартапов станет намного меньше.

 

***

 

Таковы реалии стартап-движений в Узбекистане на сегодняшний день. Акселераторы есть, и как показал наш опрос – они разные, поскольку работают с различными целевыми аудиториями.

 

Саида Джанизакова,

наш корр.

 


kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах