Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Строгий контроль правоприменения законодательства о защите прав предпринимателей

Строгий контроль правоприменения законодательства о защите прав предпринимателей

25.11.2014

О том, как органы юстиции осуществляют защиту прав и интересов субъектов предпринимательства и предотвращают незаконное вмешательство в их деятельность со стороны госорганов, контролирующих и лицензирующих структур* рассказывает Шокир САИДОВ, начальник управления Министерства юстиции Узбекистана.

 

- Малый бизнес и частное предпринимательство в нашей стране стали одним из факторов формирования источника стабильного дохода. Более 77% занятого населения работает в малом бизнесе, а доля частного сектора в ВВП достигла 55,8%.

 

В сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей в нашей стране принят ряд нормативно-правовых актов. В этих документах изложено, что интересы бизнеса и частной инициативы охраняются законом, а госорганы не имеют права незаконно вмешиваться в деятельность предпринимателей, которым законодательными актами предоставлен ряд существенных привилегий.

 

Руководство страны стимулировало создание практически во всех госструктурах служб и подразделений по обеспечению защиты прав и интересов предпринимателей. Не остается в стороне и гражданское общество и сами предприниматели, создающие структуры в виде третейских судов, отраслевых профсоюзов, фондов и ассоциаций.

 

Но, не смотря на то, что права и законные интересы предпринимателей находятся под защитой закона, на практике есть случаи их нарушения. И тут необходимо отметить деятельность органов юстиции по защите и восстановлению нарушенных прав предпринимателей.

 

В Министерстве юстиции уже более пятнадцати лет эффективно действуют Управление по защите прав предпринимателей и 14 его региональных подразделений. Этот орган обладает и активно использует инструменты правовой защиты, нормотворчества и мониторинга правоприменения, непосредственного воздействия на регулирующие и отраслевые структуры управления, вносит достаточно серьезный вклад в устранение препятствий развитию бизнеса.

 

Мы сегодня будем меньше говорить о наших достижениях, но больше и критично о том, что не все с должным пониманием относятся к защите интересов субъектов предпринимательства.

 

Можно выделить четыре стратегических направления деятельности нашего министерства в этой сфере.

 

 

Направление I. Реализация комплекса организационно-правовых мер по развитию предпринимательства, защите их прав и законных интересов.

 

Одним из главных элементов обеспечения правовой защиты предпринимателей является повышение их правовой информированности, а также правовой культуры должностных лиц. Гражданин, в том числе бизнесмен, знающий свои права, не позволит их нарушать, а если это произошло, должен знать, куда обратиться и как восстановить справедливость. Большую роль при этом играет правовая пропаганда нормативно-правовых актов, которыми должен руководствоваться предприниматель.

 

В частности, работниками органов юстиции за текущий год было проведено 4 034 встреч, в т.ч. 778 со СМИ, 1 858 в виде семинаров и круглых столов, 1 273 - докладов и выступлений, выпущен 1 сборник.

 

Постановлением Правительства в органах юстиции установлен телефон доверия (1-008), по которому предприниматели могут оперативно связаться по вопросу нарушения их прав. В этом году по нему поступило 585 обращений, по 315 из которых были приняты меры, а по 221 даны разъяснения.

 

17 июля 2014 года руководитель частного предприятия «Исломбек Халилов савдоси» Бозского района Андижанской области С.Халилова обратилась по поводу отказа в выдаче кредита районным филиалом «Халкбанка». Сигнал был изучен и действия банка признаны незаконными. На основании внесенного нами предписания заявителю выделен кредит в размере 16 млн сумов.

 

Еще для совершенствования работы с обращениями бизнесменов на веб-сайте министерства открыта отдельная страница «Обращение предпринимателя», на которую уже поступило свыше 90 обращений.

 

Более 5 тысяч предпринимателей были ограждены от незаконных проверок и вмешательства в их деятельность со стороны контролирующих органов в результате обеспечения их «Книгами регистрации проводимых проверок».

 

 

Направление II. Изучение практики применения и внесения предложений в законодательные акты по защите субъектов предпринимательства и созданию благоприятных условий для их деятельности.

 

По итогам встреч с бизнесменами, изучения практики правоприменения, уточнения и конкретизации выявленных проблем и препятствий предпринимательской деятельности подготовлены предложения в Кабинет Министров по внесению дополнений и изменений в законодательные акты по поддержке бизнеса.

 

В частности, предложения касаются увеличения численности работающих в системе розничной торговли, общественного питания и строительства, сокращения размеров арендной платы, предоставления преференций по уплате налоговых отчислений субъектам предпринимательства в сфере бытового обслуживания, а страховщикам - права использования средств из резервных фондов.

 

По нашим предложениям внесены изменения в Положение о начислении процентов в коммерческих банках, относительно отмены взыскания ими процентов за предоставление из средств валютных резервов субъектам предпринимательства национальной валюты для ее конвертации.

 

 

Направление III. Проведение необходимых мер по контролю правоприменения законодательных актов, обеспечивающих благоприятные условия для деятельности субъектов предпринимательств.

 

Сотрудниками органов юстиции и прокуратуры было изучено состояние исполнения законодательства о предпринимателях в плане снабжения их электроэнергией.

 

Были выявлены нарушения законодательства в 1 143 случаях оформления актов отключения предпринимателей от сети, предоставления технических условий (1561 факт), запросах дополнительных документов, не предусмотренных установленным порядком (251 случай), ведения делопроизводства и других. По выявленным правонарушениям территориальными органами юстиции было внесено 87 представлений городским и районным предприятиям энергосетей, 54 предписания и предложения по привлечению 70 лиц к административной ответственности, в суды было направлено 14 исковых заявлений.

 

 

 

Направление IV. Осуществление контроля за правоприменением законодательства по оздоровлению предпринимательской среды, создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей, обеспечения нормальных условий работы предприятий и сокращения вмешательства в их деятельность.

 

На создание нормальных условий для развития бизнеса направлены указы Президента «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» (от 16.07.2012 г. №УП-4453) и «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (от 18.07.2012 г. №УП-4455). Их содержание органы юстиции стремятся донести до бизнесменов и работников госорганов во всех регионах страны. Но некоторые органы управления и власти на местах не предоставляют информацию о нормативно закрепленных возможностях, льготах и преференциях, установленных предпринимателям.

 

Подтверждение тому – 2 448 нарушений норм законодательства в этой сфере, выявленных в ходе проверок на местах. Из них 253 нарушения относились к необоснованным требованиям нотариального заверения подписей для открытия расчетных счетов, 87 - срокам выдачи разрешения на подключение к водоснабжению и канализации, 140 – фактам отмены исполнения инкассовых требований, 27 - к выдаче разрешений на изготовление печатей и штампов; 42 - к приему налоговыми органами аннулированных отчетов и многие другие.

 

Под нашим постоянным вниманием находится мониторинг исполнения принятых руководителем государства Указа «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» (от 07.04.2014 г. №УП-4609) и Постановления «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и предоставлением государственных услуг» (от 15.04.2014 г. №ПП-2164).

 

В ходе изучения реализации указанных нормативных актов выявлен 9 661 случай нарушения их положений. Из них 86 случаев того, что на официальных веб-сайтах министерств, госкомитетов, организаций, акционерных компаний, объединений, органов государственной власти на местаҳ не была размещена необходимая информация для субъектов предпринимательства; 3 801 случай безосновательного взимания дополнительной платы за предоставление банковских услуг и другие нарушения законодательства.

 

Согласно Указу главы государства министерства, государственные комитеты, ведомства, акционерные компании, ассоциации, органы государственной власти на местах в месячный срок должны размещать и постоянно обновлять на своих официальных веб-сайтах информацию, регламентирующую вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательства.

 

Госинспекция «Саноатгеоконтехназорат» не разместила принятые ею Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности на своем официальном веб-сайте, но требовала от работающих в этой сфере организаций и предприятий исполнять их, и определяла меру ответственности за их нарушение.

Такого же рода нарушения в части исполнения этих положений были и в деятельности других госорганов.

 

Не смотря на то, что Центральному банку Узбекистана, коммерческим банкам поручено отменить практику взимания платы за услуги банков при уплате субъектами малого предпринимательства с их расчетных счетов налогов и других обязательных платежей в Госбюджет республики, выявлено, что по-прежнему ряд коммерческих банков в регионах продолжают их взимать.

 

Только в Ташкенте выявлено, что с предпринимателей было взыскано свыше 15 млн. сумов, которые после вмешательства органов юстиции возвращены предпринимателям.

 

 

В соответствии с приложением №2 к Постановлению главы государства за №ПП-2164 выдача ветеринарного сертификата (удостоверения) должна произойти в течение 4 часов.

 

Однако, Қашқадарьинское областное управление ветеринарии для частного подсобного хозяйства «Абуносир», расположенного в Нишанском районе, на поданную заявку по выдаче ветеринарного сертификата выдал удостоверение только по прошествии 4 суток. По данному поводу органами юстиции внесено представление.

 

По всем вышеперечисленным правонарушениям со стороны должностных лиц органов юстиции внесены предписания и представления во все причастные госорганы, в том числе хокимияты. Помимо этого, органами юстиции внесено 209 представлений, 212 предупреждений и предписаний, 44 исковых заявлений в суды, а также обеспечено привлечение 5 должностных лиц к административной ответственности.

 

Можем заверить читателей в том, что деятельность нашего министерства не будет прекращена ни в центре, ни в регионах страны, и противодействовать незаконным действиям организаций и должностных лиц, препятствующих динамичному развитию предпринимательства в Узбекистане.

 

Беседовал Маъруф Усманов.

 

 

 *необходимую информацию о регулировании и защите предпринимательства можно найти в программных продуктах «Norma»: Законодательство Республики Узбекистан, Малое предприятие: учет, налоги, право, Кадровый консультант, Юрист предприятия и др., а так же ознакомиться с интересными примерами, связанные с тематикой организации бизнеса в соответствующих разделах Справочной службы "Мы отвечаем!"  

 

 

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 933