Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак скорректировать зачет НДС на основании статьи 270 Налогового кодекса Как сформировать прочие затраты производственного характера Как разработать график документооборота по экспортной сделке

Третейский судья – не арбитр

20.04.2016

Фозилжон ОТАХОНОВ, председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Узбекистана, кандидат юридических наук, доцент комментирует законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием деятельности третейских судов».

 

 

В практику третейского разбирательства вносятся новации и дефиниции, касающиеся требований к арбитрам, оплаты труда, их объединения в Палату, ее задачах, формированию и управлению постоянно действующих третейских судов и др.

 

Со своей стороны нами предлагаются следующие изменения и дополнения к новой, обсуждаемой редакции закона «О третейских судах»:

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 2. Законодательство о третейских судах


Законодательство о третейских судах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

 

Действие настоящего Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

 

Исключить. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 19.03.2013 г. № 81 «Программа по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов и других нормативно-правовых актов на 2013 год» и постановлением Законодательной палаты от 12.03.2015 г. №67-III ведется работа над проектом закона «О международном коммерческом арбитраже». В связи с чем считаем целесообразным данное дополнение внести в Закон «О третейских судах» после принятия Закона «О международном коммерческом арбитраже».

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

(абзац десятый) правила третейского разбирательства – нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающие правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) арбитров и процедуру третейского разбирательства;

 

В наименовании Закона «О третейских судах» употребляется слово «суд», но не «арбитраж», как это указано в проекте Закона «О международном коммерческом арбитраже». Переименование понятия «третейский судья» на «арбитр» не гарантирует исключение злоупотреблений статусом и гарантиями, представленными для судей судебной системы Узбекистана. В связи с чем считаем слова «третейский судья» оставить в статьях законопроекта.

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 41. Основная задача деятельности третейских судов


Основной задачей деятельности третейских судов является обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц посредством рассмотрения в установленном законодательством порядке возникающих между ними споров. 

 

Исключить. Задачи третейского суда определены в его понятии. Кроме того, ни в одном законе о третейских судах зарубежных стран такая норма не предусмотрена.

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 7. Временный третейский суд


Временный третейский суд образуется сторонами третейского соглашения для разрешения возникшего между ними конкретного спора, после окончания третейского разбирательства, по которому и истечения срока оспаривания решения, установленного статьей 46 настоящего Закона, временный третейский суд прекращает свою деятельность.

 

Считаем целесообразным оставить эту статью в действующей редакции без изменений, так как в процессе оспаривания решения третейского суда состав данного суда не играет никакой роли.

 

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 9. Споры, разрешаемые третейскими судами


Третейские суды разрешают споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров, в том числе хозяйственных договоров между субъектами предпринимательства.

 

Третейские суды не разрешают споры, вытекающие из административных, семейных и трудовых правоотношений, а также иные споры, предусмотренные законом.

 

Считаем, что эту норму надо оставить в действующей редакции без изменения, так как она соответствует нормам гражданского права и практически во всех странах мира данная категория спора подведомственна третейским судам.

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 14. Требования, предъявляемые к арбитру

Арбитром не может быть:

 

лицо, не состоящее в Палате арбитров Республики Узбекистан;

 

В Палате третейских судей Узбекистана членами являются действующие третейские судьи, а не кандидаты в третейские судьи. Поэтому эта норма нелогична.

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 18. Прекращение полномочий арбитра


Полномочия арбитра по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, прекращается независимо от соглашения сторон по решению Палаты арбитров Республики Узбекистан.

 

По нашему мнению, нецелесообразно передавать данное полномочие Палате, так как она не является вышестоящим органом в отношении третейских судов, где рассматривается конкретный спор.

 

Внесенная редакция (выделено курсивом)

Статья 46. Оспаривание решения третейского суда в компетентный суд


Решение третейского суда может быть оспорено стороной третейского разбирательства, а также лицом, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которого суд разрешил вопрос, путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в компетентный суд в течение тридцати дней со дня его получения.

 

Считаем целесообразным данное дополнение. Однако с учетом того, что третейский суд не имеет права привлекать к рассмотрению дела третьих лиц и им не направляется решение, предлагаем текст изложить в нашей редакции:

 

«Решение третейского суда может быть оспорено сторонами третейского разбира-тельства, а также лицами, которые не принимали участие по делу, в случае, если третейский суд решил вопрос об их правах и обязанностях.

Заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в компетентный суд сторонами в течение тридцати дней со дня получения решения третейского суда, а лицами, которые не принимали участия по делу – в течение тридцати дней со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии решения третейского суда, но не позднее одного года со дня принятия решения третейского суда».

 

 

Кроме указанных изменений, считаем, что некоторые нормы с учетом их специфики необходимо изложить в отдельных статьях. С нашей редакцией норм, требующих изменения, можно ознакомиться в таблице, приведенной здесь.

 

 

Надеемся, что законодатели примут во внимание эти и другие поступающие от специалистов и практиков предложения, что позволит реально усовершенствовать законодательство о третейских судах и в значительной степени упростить разрешение споров между субъектами предпринимательства.

 

 

Публикации по теме:

 

Проекты НПА на Едином портале: деятельность третейских судов 

 

Компетентен ли третейский суд рассмотреть спор?

 

Третейское разбирательство: судебная практика

 

 

 

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Alisher Bayjanov- Uz :

2016-04-25 08:21:54

С этим законом многое увязано - и арбитраж, и суды общей юрисдикции, и приоритеты международного права.  
Но прежде всего, нужно институционально  сформировать объединение/ассоциацию/палату третейских судей, чтобы они стимулировали НОРМАЛЬНЫЙ законопроект!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_