Фозилжон ОТАХОНОВ, председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Узбекистана, кандидат юридических наук, доцент комментирует законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием деятельности третейских судов».
В практику третейского разбирательства вносятся новации и дефиниции, касающиеся требований к арбитрам, оплаты труда, их объединения в Палату, ее задачах, формированию и управлению постоянно действующих третейских судов и др.
Со своей стороны нами предлагаются следующие изменения и дополнения к новой, обсуждаемой редакции закона «О третейских судах»:
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 2. Законодательство о третейских судах Законодательство о третейских судах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Действие настоящего Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж. |
Исключить. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 19.03.2013 г. № 81 «Программа по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов и других нормативно-правовых актов на 2013 год» и постановлением Законодательной палаты от 12.03.2015 г. №67-III ведется работа над проектом закона «О международном коммерческом арбитраже». В связи с чем считаем целесообразным данное дополнение внести в Закон «О третейских судах» после принятия Закона «О международном коммерческом арбитраже».
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 3. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
(абзац десятый) правила третейского разбирательства – нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающие правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) арбитров и процедуру третейского разбирательства; |
В наименовании Закона «О третейских судах» употребляется слово «суд», но не «арбитраж», как это указано в проекте Закона «О международном коммерческом арбитраже». Переименование понятия «третейский судья» на «арбитр» не гарантирует исключение злоупотреблений статусом и гарантиями, представленными для судей судебной системы Узбекистана. В связи с чем считаем слова «третейский судья» оставить в статьях законопроекта.
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 41. Основная задача деятельности третейских судов Основной задачей деятельности третейских судов является обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц посредством рассмотрения в установленном законодательством порядке возникающих между ними споров. |
Исключить. Задачи третейского суда определены в его понятии. Кроме того, ни в одном законе о третейских судах зарубежных стран такая норма не предусмотрена.
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 7. Временный третейский суд Временный третейский суд образуется сторонами третейского соглашения для разрешения возникшего между ними конкретного спора, после окончания третейского разбирательства, по которому и истечения срока оспаривания решения, установленного статьей 46 настоящего Закона, временный третейский суд прекращает свою деятельность. |
Считаем целесообразным оставить эту статью в действующей редакции без изменений, так как в процессе оспаривания решения третейского суда состав данного суда не играет никакой роли.
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 9. Споры, разрешаемые третейскими судами Третейские суды разрешают споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров, в том числе хозяйственных договоров между субъектами предпринимательства.
Третейские суды не разрешают споры, вытекающие из административных, семейных и трудовых правоотношений, а также иные споры, предусмотренные законом. |
Считаем, что эту норму надо оставить в действующей редакции без изменения, так как она соответствует нормам гражданского права и практически во всех странах мира данная категория спора подведомственна третейским судам.
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 14. Требования, предъявляемые к арбитру … Арбитром не может быть:
лицо, не состоящее в Палате арбитров Республики Узбекистан; |
В Палате третейских судей Узбекистана членами являются действующие третейские судьи, а не кандидаты в третейские судьи. Поэтому эта норма нелогична.
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 18. Прекращение полномочий арбитра …Полномочия арбитра по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, прекращается независимо от соглашения сторон по решению Палаты арбитров Республики Узбекистан. |
По нашему мнению, нецелесообразно передавать данное полномочие Палате, так как она не является вышестоящим органом в отношении третейских судов, где рассматривается конкретный спор.
Внесенная редакция (выделено курсивом) |
Статья 46. Оспаривание решения третейского суда в компетентный суд Решение третейского суда может быть оспорено стороной третейского разбирательства, а также лицом, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которого суд разрешил вопрос, путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в компетентный суд в течение тридцати дней со дня его получения. |
Считаем целесообразным данное дополнение. Однако с учетом того, что третейский суд не имеет права привлекать к рассмотрению дела третьих лиц и им не направляется решение, предлагаем текст изложить в нашей редакции:
«Решение третейского суда может быть оспорено сторонами третейского разбира-тельства, а также лицами, которые не принимали участие по делу, в случае, если третейский суд решил вопрос об их правах и обязанностях.
Заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в компетентный суд сторонами в течение тридцати дней со дня получения решения третейского суда, а лицами, которые не принимали участия по делу – в течение тридцати дней со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии решения третейского суда, но не позднее одного года со дня принятия решения третейского суда».
Кроме указанных изменений, считаем, что некоторые нормы с учетом их специфики необходимо изложить в отдельных статьях. С нашей редакцией норм, требующих изменения, можно ознакомиться в таблице, приведенной здесь.
Надеемся, что законодатели примут во внимание эти и другие поступающие от специалистов и практиков предложения, что позволит реально усовершенствовать законодательство о третейских судах и в значительной степени упростить разрешение споров между субъектами предпринимательства.
Публикации по теме:
Проекты НПА на Едином портале: деятельность третейских судов
Компетентен ли третейский суд рассмотреть спор?
Третейское разбирательство: судебная практика
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Alisher Bayjanov- Uz :
С этим законом многое увязано - и арбитраж, и суды общей юрисдикции, и приоритеты международного права.
Но прежде всего, нужно институционально сформировать объединение/ассоциацию/палату третейских судей, чтобы они стимулировали НОРМАЛЬНЫЙ законопроект!