Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzОтмена льгот по НДС: ответы на 3 часто задаваемых вопроса Как определить доход от реализации в отдельных случаях Как выплачивать материальную помощь Как выплачивать материальную помощь

Выпускники и работодатели: как объединить интересы

11.05.2016

Бизнес не очень охотно принимает на работу выпускников, поскольку наличие диплома не гарантирует наличие у выпускника профессиональных навыков.

 

Портал norma.uz уже обращался к этой теме в публикации "Выпускники и работодатели: причины взаимных упреков".   



Проект ТПП и ПРООН "Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)" предлагает возможное решение проблемы. Один из вариантов – ввести добровольный сертификат профессиональной подготовки. Подробнее – в статье Баходира Бекова, руководителя проекта.

 

Изменение промышленного спроса на кадры

 

Экономический прорыв, который должна совершить страна, чтобы войти в верхний сегмент стран со средним уровнем дохода, согласно методологии международных организаций по развитию, во многом будет зависеть от качества кадров, которые поставляются на рынок труда. Ведь они должны уметь работать с самым современным оборудованием, предлагать и реализовывать инновационные идеи.


Президент И.А. Каримов поставил задачу увеличить долю промышленности в ВВП страны. И уже сейчас, а также в ближайшей перспективе будет наблюдаться повышение спроса на технические кадры. На диаграмме представлен прогноз изменения спроса промышленного сектора на кадры.

 

 

 

Как видно, диаграмма подтверждает правильность выбранного пути по внедрению системы профессиональных колледжей. При этом быстро меняющиеся условия рыночной экономики ставят новые вызовы перед образовательной системой. Так, технические специалисты должны не только выпускаться колледжами, а реально соответствовать ожиданиям работодателей в частном секторе.

 

Вместе с тем для удовлетворения требований промышленного спроса необходимо принять дополнительные меры и внести изменения в процесс профессиональной подготовки прежде всего учеников профессиональных колледжей.

 

Ежегодно в республике оканчивают 9 классов в среднем 500 тыс. школьников, 90% из которых продолжают обучение в профессиональных колледжах. В настоящий момент каждый ученик обязан получить среднее образование и отучиться еще 3 года, то есть окончить лицей или колледж и получить профессию либо повысить академические знания. И даже если он не усерден, не успевает, у него имеются пропуски, в доминирующем большинстве случаев он все равно получит соответствующий диплом. Таким образом, происходит своего рода уравнивание отличника, усердно старающегося получить специальность, и ученика с удовлетворительным уровнем знаний, так как оба получат диплом. И, несмотря на созданные стимулирующие меры в виде повышенных стипендий, баллов, красного диплома, в условиях рыночной экономики такие меры не могут охватить большую массу учеников и обеспечить профессиональными навыками согласно тем требованиям, которые предъявляются потом на предприятии. Это же справедливо и для высших образовательных учреждений. Однако это не значит, что учебная программа не соответствует потребностям рынка. Она просто не всегда успевает отвечать быстро меняющимся изменениям рыночной экономики. Зная эту ситуацию, бизнес не очень охотно принимает на работу выпускников, поскольку наличие диплома не гарантирует наличие у выпускника профессиональных навыков.

 

В этой связи данный вопрос давно находится в центре внимания государства. В конце 2014 года г-ном Ким Дук Хо, профессором Корейского университета технологии и образования совместно с Торгово-промышленной палатой Узбекистана проведено изучение данной ситуации в рамках организованной совместным проектом «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)» ознакомительной поездки в Республику Корея в конце 2014 г. Специалисты из Кореи посоветовали, наряду с дипломами об окончании профессионального колледжа, ввести добровольный сертификат профессиональной подготовки. То есть на выпускном курсе колледжа ученики могут сдать дополнительный экзамен по специальности, оценивающий их реальную квалификацию. Данный профессиональный сертификат будет гарантией, что соискатель рабочего места действительно соответствует заявленным требованиям. Причем этот экзамен должен быть не по учебной программе, а по тем критериям, которые необходимы для получения той или иной категории профессионализма, то есть должен быть максимально приближен к практике и требованиям бизнеса.

 

 

Экзамен должна принимать независимая комиссия, состоящая из представителей частного сектора и государства. Необходимо сделать так, чтобы частный сектор доверял данному сертификату, как, например, сертификатам знания иностранных языков (TOEFL, IELTS, HSK, DALF, DAF и т.п.) либо тестам GMAT, GRE и прочим. Такой подход позволит значительно повысить заинтересованность и мотивацию молодежи в стремлении получить реальные знания и мастерство по специальности, поскольку в этом случае также повышается их конкурентоспособность на рынке труда.

 

При подготовке кадров ближайшего будущего важно учесть и такой момент, как их способность переучиваться и овладевать дополнительными навыками или даже профессиями. По некоторым критериям, при оценке развития экономики учитывается стабильность рабочих мест. Однако конъюнктура на рынке может измениться, и какие-то специальности станут востребованы меньше, а на какие-то появится дополнительный спрос. И от того, как быстро сможет этот спрос удовлетвориться, также зависит развитие всей экономики в целом. Так подтверждаются слова Элвина Тоффлера, американского социолога, сказавшего, что «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

 

Еще один немаловажный аспект – стимулирование инноваций. Сейчас все предприятия, если хотят успешно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках, должны работать над инновациями. Один из способов – поддержка стартап-проектов, которые уже сегодня успешно конкурируют с крупными корпорациями. Как показывает практика, у нашей молодежи огромное количество интересных инновационных идей. Но у нее нет достаточных навыков их коммерциализации, тестирования их жизнеспособности, востребованности и масштабируемости.

 

Совместный проект Торгово-промышленной палаты Узбекистана и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)» в рамках деятельности по развитию инклюзивных моделей бизнеса, вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность и содействия ее занятости в целях апробации выше предложенных мер оказывает содействие в создании центра дизайна одежды в Намангане, а также запустил проект «Стартап-инициатив» для пилотирования механизма по отбору, тестированию и запуску коммерческих стартап-проектов на основе методологии бережливого стартапа, подразумевающего наличие минимальных затрат для запуска бизнес-идеи.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_