Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Я – фрилансер! Плюсы и минусы

22.10.2015

Обычно фрилансеры – это специалисты, занимающиеся работой в Интернете: дизайнеры сайтов, контент-менеджеры, SEO-оптимизаторы и другие. Однако бухгалтер, юрист или кадровик, не оформленные в штате, те же фрилансеры.

 

Кто такие фрилансеры и чем они отличаются от штатных сотрудников, мы уже рассказывали. Писали и о фрилансерах «традиционных». Настала очередь фрилансеров «офисных».

 

 

Кто в офисе может быть фрилансером?


Практически каждый сотрудник административного управления может быть фрилансером: бухгалтер, юрист, кадровик. Именно среди специалистов этих профессий практикуется «приходящий» стиль работы, а то и вовсе не выходя из дома. Одни руководители видят в этом плюсы, другие – сплошные недостатки. Сам же специалист может обеспечить себе много «заказчиков» и зарабатывать на этом, не всегда понимая, что уровень его профессионализма снижается при перегрузках.

 

 

Экономия должна быть экономной!


При найме офисного фрилансера есть свои плюсы как у работодателя, так и у работника. Первый экономит на ресурсах, прежде всего – финансовых. Фрилансеру можно платить меньше и это факт. В Узбекистане еще не принято устанавливать ему зарплату как специалисту в штате. А для специалиста работа дома зачастую просто вопрос комфорта. Не нужно ездить на работу, сидеть «с 9 до 6», можно заняться  домашними делами. При работе с фрилансером нанимателя интересует исключительно результат его труда: сданный вовремя отчет в госорганы, подготовленные и подписанные юристом контракты, приведенная в порядок кадровая служба. Работодатель экономит и офисные ресурсы – оргтехнику, электричество и другое.

 

Выгоды есть и у фрилансера. Нет необходимости быть на работе в 9 утра. Для любителей поспать – это аргумент. Можно работать в домашнем халате и сходить в магазин не только в выходные. Однако работать все-таки придется, не смотря на то что фриланс на первых порах может показаться раем, иногда прерывающимся авральной работой. При успешной работе с одним юрлицом можно взять несколько других. Они даже и не узнают об этом, а фрилансер сможет заработать.

 

 

А был ли мальчик?


Работодатель – не благотворитель и не будет платить деньги фрилансеру просто так. Работу выполнять придется иногда даже в нерабочее для всех остальных время. Особенно если учесть, что у специалиста на обслуживании не одна организация, а несколько. Работы у него бывает невпроворот, и подбивать балансы, читать договора и заполнять документы приходится по ночам. От недосыпа походы в магазин уже не радуют, и иногда возникает ощущение, что работодатель не доплачивает. Плюс ко всему фрилансеры, зачастую не всегда правильно оформляют свои отношения с нанимателем, а значит, своевременная оплата остается на совести руководителя предприятия. К тому же она может носить временный характер. Например, сейчас нужен специалист – зовут, не нужен – не зовут. К помощи фрилансеров также обращаются в период авралов при условии, что в штате есть свой специалист, но он просто не успевает.

 

У фрилансера, помимо опасений, что ему не заплатят, нет никакой защиты со стороны государства. При оформлении пенсии сложно доказать, что он работал на том или ином предприятии. Но фрилансеры, как правило, на пенсию копят «под матрасом», или вовсе о ней не заботятся. Отсутствие отчислений на налоги кажется весьма привлекательным. При этом работодатель рискует штрафами. Нештатный бухгалтер не несет никакой ответственности за документы, которые он оформляет, а юрист – за подготовленные контракты. Руководитель, решивший сэкономить, может пожалеть о своем решении, если специалист окажется некомпетентным, а от этого никто не застрахован. Даже в случае выхода сотрудника на пенсию его работодатель оставляет его трудиться вне штата. Но надо понимать, что за промахи нести ответственность будет только руководитель.

 

Есть еще один минус, который необходимо учитывать фрилансеру: в один прекрасный день сидеть дома просто надоест. Развития практически не происходит, нет отвлечения, дни сливаются в единый поток и неделя становится по-настоящему семидневной, кажется, что выходных не существует. В таких случаях специалисту необходимо балансировать и нормировать собственную нагрузку, иначе ни к чему хорошему это не приведет. Работодатель же в случае «перегруза» фрилансера получит ошибки в документах, а значит, теоретические убытки от некачественной работы.

 


Когда фрилансер очень нужен


При всех очевидных минусах фриланс может стать решением, и весьма неплохим. Например, если специалист уникальный. Но в ряде случаев такой сотрудник может стать и «шпионом». Пока на рынке Узбекистана понятие «коммерческая тайна» не так актуально. Но при достаточной конкуренции на рынке необходимость хранить секреты фирмы выйдет на новый уровень. И тогда потребуется привлекать фрилансера к определенной ответственности, особенно если учесть специфику его труда:  юриспруденция, финансы и кадры.

 

При этом с фрилансером можно заключить трудовое соглашение (гражданско-правовой договор подряда или возмездного оказания услуг), стандартный трудовой договор, договор совместительства, срочный договор или договор надомного труда.

 

Следует помнить, что у срочного договора есть ограничения. Согласно статье 76 Трудового кодекса (ТК) они могут заключаться в случае если договоры на неопределенный срок не могут быть заключены с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения или интересов работника. Такие договоры также заключаются с руководителем предприятия, его заместителями, главным бухгалтером, а при отсутствии на предприятии должности главного бухгалтера – с работником, осуществляющим функции главного бухгалтера.

 

В этих условиях фрилансеру потребуется «легализоваться», чтобы работать, пусть и на своей территории, но с заключением соответствующего соглашения с работодателем, в котором будет прописана и степень его ответственности, и степень его свободы. 

 

При этом согласно законодательству (статья 81 ТК) работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших на предприятии свыше пяти дней, за исключением совместителей, при этом по просьбе работника в трудовую книжку вносится запись о периодах работы по совместительству и временных переводах на другую работу. При оформлении пенсии эти записи помогут в определении стажа работника. Такое решение актуально для «приходящего» специалиста.

 

Что касается оформления работодателем надомного труда, законодательно условия оговариваются в «Положении о порядке возмещения расходов надомника, связанных с выполнением производственного задания на дому или в иных принадлежащих ему помещениях» (приложение № 4 к постановлению КМ от 1.07.2008 г. N 146). С полным текстом документа можно ознакомиться в ИПС «Norma. Законодательство».

 

Учитывая характер работы таких офисных работников, как бухгалтер, юрист и кадровик, в соответствии с договором работодатель, в рамках законодательства, может возместить им амортизацию оборудования, стоимость электроэнергии, а также расходы на связь. Конечно, учитывая необходимость платить надомнику больше, чем зарплата, а также налоги, заключать договор с фрилансером не так привлекательно, но для работника – это защита со стороны законодательства, а для работодателя – возможность обеспечить ответственность работника за выполняемую работу.

 

Работник также может стать самостоятельной единицей, оформив свою трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. О том, что для этого потребуется, – смотрите здесь.

 

Для того чтобы избежать рисков, связанных с наймом человека «без права подписи», а также в случаях когда нет возможности расширить штат за счет совместителей и «срочников», можно обратиться за помощью к аутсорсерам, которые возьмут на себя ведение бухгалтерии и кадров, а также оказание юридической помощи.

 

При этом можно попытаться изучить бухгалтерию и некоторые аспекты деятельности малого предприятия самостоятельно, но гораздо надежнее аутсорсинг. Компания-аутсорсер несет ответственность в случае невыполнения обязательств в полном объеме, а не в рамках среднемесячной зарплаты или не будет выплачивать вам причиненный вред частями, как это может случиться с работником.

Ольга КИРЬЯКОВА,

наш корр.

Публикации по теме:


Отдам бухгалтерию в «хорошие руки»


Аутсорсинг – непривычно. Зато дешево, надежно и практично

 

Можно ли малому бизнесу обойтись без юриста?

Если руководитель – бухгалтер…



Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:

Может ли предприятие оказывать бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим организациям? Существуют ли особые условия для ведения данной деятельности? 2. Какая ставка ЕНП будет применяться? 3. Какие существуют льготы для вновь созданных предприятий на сегодняшний день?

 

Можно ли привлечь водителей из другой организации (такая имеется)? Не изменится ли при этом система налогообложения? 2. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы сами создать аутсорсинговую компанию и сами принимать водителей для последующей работы в нашей транспортной фирме?

 

Является ли сумма, выплаченная нерезиденту Республики Узбекистан за ремонтные работы, выполненные на территории Республики Узбекистан, налогооблагаемой базой для исчисления единого социального платежа?

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_