Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Заключаем договор: на что обратить внимание?

11.07.2016

Заключение договоров – ежедневная практика для бизнеса. Организация договорной работы на предприятии требует ответов на некоторые вопросы. С чего ее начать? Какие разделы нужно включить в договор? Как избежать договорных ошибок или исправить допущенные? Подробнее об этом – в нашем новом обзоре.

Договора – это документы, которые фиксируют основные соглашения участников сделки. Они обеспечивают движение товаров и финансовых средств как в пределах страны, так и во внешнеторговом обороте.

 

В договорные отношения вступают все предприниматели, и это требует от них определенной работы. В том числе на самом предприятии перед подписанием договора составляют его проект, согласовывают с контрагентом, вносят поправки и дополнения, проверяют соответствие закону и так далее.

 

Субъекты, которые не ограничены в штатной численности и не вынуждены сокращать финансовые расходы, создают у себя соответствующие отделы, куда привлекают экономистов и юристов специально для выполнения такой работы. Малый бизнес не всегда имеет такую возможность, в результате чего возникает ряд вопросов. На некоторые из них мы попытаемся сегодня ответить.

 


Договорная работа. Что и как?

 

Договорная работа на предприятии начинается с разработки и утверждения примерных форм договоров, которые придется чаще всего оформлять. Удобство использования готовых шаблонов – в экономии времени: внести некоторое количество уточнений и корректировок проще и быстрее чем писать договор «с нуля».

 

Учитывая специфику деятельности, можно подготовить несколько форм договоров для дальнейшей работы. Даже в рамках одного вида договора предусмотреть его подвиды. Например, товары могут поставляться как на условиях самовывоза, так и с доставкой до покупателя, единоразово или партиями в определенный период. Таким образом, определяющий фактор здесь – специфика взаимоотношений с контрагентами.

 

В частности, образцы договоров, разработанные экспертами-юристами компании «NORMA», содержатся в программе «Юрист предприятия».

 

Однако нужно понимать, что система использования готовых шаблонов далеко не идеальна.

 

Во-первых, всех возможных вариантов наперед не предусмотреть и рано или поздно придется столкнуться с непредвиденной ситуацией.

 

Во-вторых, когда-то введенные в обиход договора устаревают и требуют пересмотра с учетом актуальных изменений в законодательстве.

 

Важно также, кто выполняет эту работу в организациях, где нет договорных отделов и профильных специалистов. При отсутствии должностных инструкций и прочих локальных актов в совсем небольших фирмах работать над составлением и оформлением договоров приходится частично и руководителю, и главбуху, и менеджеру по реализации.

 

При этом необходимо учитывать, что, хотя закон и позволяет заключать любые договора без ограничения, итоговый документ должен соответствовать требованиям законодательства относительно формы и в отдельных случаях содержания. Понятно, что на должном уровне такое соответствие сможет обеспечить только специалист в области права.

 

Учитывая сказанное, рекомендуем хотя бы на первоначальном этапе привлечь к работе юриста. Еще лучше договориться о правовой экспертизе договоров, оформляемых на предприятии. Расходы на такие услуги не велики и с лихвой покрываются экономией на возможных судебных издержках или штрафных санкциях.

 

 

Оптимальный договор – какой он?

 

Сложился стереотип, что объем договора прямо пропорционален количеству скрытых в нем подвохов. Тем не менее, сокращать число страниц в договоре чтобы доказать прозрачность отношений с контрагентом, однозначно не стоит.

 

В договорах есть несколько составных элементов:

 

реквизиты договора: дата и место заключения, регистрационный номер;

 

преамбула, в которой указываются наименования лиц, подписывающих договор, и правоустанавливающие документы (устав, доверенность, положение и т.д.);

 

условия сделки;

 

адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

 

Чтобы договор удобнее было читать и исполнять, пункты объединяют в разделы. Названия разделов отражают существенные условия заключенной сделки. Независимо от вида и сложности договора, в нем обычно предусматриваются следующие разделы:

 

Предмет договора;

 

Права и обязанности сторон;

 

Сумма договора и порядок расчетов;

 

Ответственность сторон;

 

Порядок разрешения споров;

 

Форс-мажор;

 

Заключительные положения.

 

По сути, предмет договора – это основная цель, которую преследуют стороны сделки. От того, насколько точно и емко сформулирован предмет, зависит дальнейшее исполнение договора. Набор прав и обязанностей сторон договора напрямую зависит от его предмета. Их также необходимо указывать максимально четко и конкретно.

 

Не менее важную роль играют сроки. Они определяются календарной датой либо периодом времени, а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (статья 145 Гражданского кодекса, далее - ГК). Без указания дат и сроков договор практически невозможно исполнить. Тем более прописанные сроки имеют принципиальное значение при определении ответственности сторон.

 

Один из часто задаваемых вопросов об ответственности: нужно ли расписывать пени и штрафы или достаточно сделать ссылку на закон? Действительно, в Законе «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов»1 приведены конкретные размеры штрафных санкций. Но, на наш взгляд, по ряду причин лучше установить конкретные размеры штрафных санкций в договоре.

 

Во-первых, судами при разрешении споров применяется договорная неустойка, даже если она выше законной2.

 

Во-вторых, нормы указанного закона не применяются к некоторым правоотношениям, например, к аренде.

 

Стоит отметить, что суды имеют право уменьшить размер неустойки с учетом степени выполнения обязательств должником, имущественного положения сторон, участвующих в обязательстве, а также интересов кредитора (статья 326 ГК).

 

Подробнее о теме договорной неустойки можно прочитать здесь.

 


О форс-мажоре замолвите слово

 

Понятие обстоятельств непреодолимой силы и порядок их подтверждения прописаны в законодательстве.

 

К форс-мажорным обстоятельствам относятся чрезвычайные, непредотвратимые и непредвиденные при данных условиях обстоятельства, вызванные природными явлениями (землетрясения, оползни, ураганы, засухи и др.) или социально-экономическими обстоятельствами (состояние войны, блокады, запреты на импорт и экспорт в государственных интересах и др.), не зависящими от воли и действий сторон, в связи с которыми они не могут выполнить принятых обязательств3.

 

При этом форс-мажором не является нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (часть третья статьи 333 ГК).

 

По нашему мнению, в договоре вполне достаточно ссылки на указанные правовые нормы.

 

Разрешаем споры

 

В ходе исполнения договора между сторонами могут возникнуть разногласия по отдельным вопросам. Например, спор возникает в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. В договоре необходимо определить, каким образом такие споры разрешаются.

 

Содержание претензий, порядок их предъявления, а также сроки рассмотрения и ответа регламентируются законом. Однако если договор не содержит указания на применение претензионного порядка, ссылаться на его соблюдение можно только в предусмотренных законом случаях.

 

Есть нюансы и в судебном порядке. Внедренная процедура проведения судебных заседаний в режиме видеоконференцсвязи во многом существенно упростила рассмотрение хозяйственных дел, в которых стороны находятся в разных регионах страны. Действительно, тратиться на проезд в другую область по «рядовым» делам уже не обязательно, можно участвовать в удаленном режиме. Тем не менее в ряде случаев представители сторон пока все же предпочитают лично присутствовать при рассмотрении спора. Поэтому желательно указать в договоре конкретный суд, который будет рассматривать возникающие споры, и избежать возможных рисков.

 

Ошибка в договоре: как исправить?

 

Наше законодательство не содержит определения договорной ошибки. В этом вопросе определяющее значение имеют конкретные юридические последствия. Например, в результате искажения смысла изначальных договоренностей стороны заключили не тот договор, который в действительности предполагали. Это конкретный пример ошибки. Несоблюдение предусмотренной законом формы договора или нарушение отдельных требований относительно его содержания также можно причислить к ошибкам. Отметим, что сделки в приведенных примерах признаются недействительными.

 

О причинах и последствиях недействительных сделок мы писали здесь.

 

В остальных случаях речь идет об устранимых опечатках, неточностях в формулировках, которые юридических последствий не порождают.

 

Приведем пример. В отдельных пунктах договора, заключенного между поставщиком и покупателем, употребляются наименования «заказчик», «продавец» или «изготовитель». Это происходит, когда в организации действует один шаблон договора «на все случаи жизни», который в срочном порядке подгоняется под реальные условия сделки. Как этого не допустить, мы писали выше.

 

К числу такого рода ошибок относятся также грамматические, пунктуационные ошибки, употребление двояких формулировок и отсылочные уcловия, когда ссылка дается на отсутствующий или не подходящий по смыслу пункт (раздел).

 

Очевидно, что стоит проверять договор на соответствие языковым нормам и правилам, также необходимо установить логическую взаимосвязь всех его условий. Делать это желательно до оформления договора. Если на предварительном этапе все-таки не удалось этого сделать, к оформленному договору можно заключить дополнительное соглашение и внести соответствующие корректировки.

 

 

Как регистрировать и сколько хранить?

 

Оформляемые договора подлежат регистрации и учету. Как правило, регистрационный номер присваивает организация, от которой договор исходит. Есть несколько вариантов учета.

 

Первый. Вести книгу регистрации договоров. Такой метод наиболее распространенный и сегодня, так как менее затратный и более привычный.

 

Второй. Вести электронный журнал регистрации. По сути это та же книга регистрации, которая ведется, например, в стандартном приложении Excel. Правда есть и минус – книга будет недоступна при отсутствии электроэнергии или сбое в работе компьютера.

 

Третий. Полностью автоматизированный учет документации. Сейчас уже существуют различные программные решения, и список их постоянно пополняется. Однако, помимо аналогичных проблем с возможными техническими неполадками, использование программных продуктов требует определенных финансовых затрат на их приобретение и установку. Также нужно получить специальные знания и навыки по применению таких средств.

 

Хранить бумажные оригиналы договоров со всеми приложениями (спецификации, дополнительные соглашения и прочее) нужно согласно утвержденной номенклатуре дел в папках-регистрах. Сроки хранения исполненных договоров законодательно не определены. Но стоит обратить внимание, что контролирующие органы при проверках деятельности хозсубъекта истребуют оригиналы всех документов, оформленных в проверяемый период. Поэтому считаем целесообразным хранить оригиналы договоров на бумажном носителе, как минимум, пять лет4, а после сдавать в территориальный архив. Порядок учета и сроки хранения документации советуем отразить в локальных актах организации.

 

Добавим, что сложившаяся десятилетия назад система документооборота объективно устарела и не отвечает запросам современного бизнеса, так как отнимает много времени и материальных ресурсов.

 

Возможность для оптимизации лежит на поверхности: широкое внедрение ИКТ в предпринимательскую деятельность позволяет перевести договорные отношения в бездокументарную форму. Отечественный законодатель уже сформировал необходимую нормативную базу в отношении электронного документооборота5. Однако для реализации предоставленных законом возможностей на практике должны внедряться механизмы, удобные и понятные всем участникам.

 

Подведем итоги и дадим несколько практических рекомендаций:

 

начните договорную работу на предприятии с подготовки образцов договоров исходя из видов предпринимательской деятельности компании;

 

попросите юристов провести правовую экспертизу договора на предмет соответствия его формы и содержания требованиям законодательства и реальным договоренностям сторон;

 

если после оформления в договоре обнаружена ошибка, не влекущая недействительность сделки, откорректируйте текст договора дополнительным соглашением.


Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

 

Публикации по теме:


Недействительная сделка: причины и последствия

 

Неустойка в договоре: штраф или пеня

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОГОВОР - ПРОСТО, ВЫГОДНО, УДОБНО

 


1 Закон Республики Узбекистан от 29.08.1998 г. № 670-I.

2 Часть вторая статьи 263 Гражданского кодекса; пункт 10 Постановления Пленума ВХС «О некоторых вопросах практики применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов».

3 Пункт 2 Положения о порядке подтверждения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) от 15.02.2005 г. №63.

4 См. часть 11 статьи 91 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

5 Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» от 29.04.2004 г. № 611-II; Закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи» от 11.12.2003 г. № 562-II; Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» в новой редакции от 22.05.2015 г. № ЗРУ-385; Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления сделок в электронной коммерции» от 02.06.2016 г. № 185.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1512