В Указе Президента от 21.10.2016 г. № УП–4850 предлагается установить новые сроки пребывания судей в должности. Теперь судья, назначенный или избранный на третий срок, будет занимать пост бессрочно. О том, где и как подобный порядок уже действует – в нашем новом обзоре.
Особый статус судей в структуре государственной власти предопределяет наличие особых требований, предъявляемых к кандидатам на эту должность, специального порядка их избрания, назначения и освобождения, а также отдельных ограничений, действующих в отношении представителей судейского корпуса.
Результаты анализа национального законодательства по названным критериям представляем в нижеследующей таблице.
Основные цензы
|
|
Гражданство |
Республика Узбекистан. |
Возраст |
Не моложе 30 лет. |
Образование |
Высшее юридическое. |
Стаж работы |
а) не менее 5 лет по юридической специальности*, прежде всего в правоохранительных органах для межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, хозсудов областного уровня;
б) не менее 7 лет по юрспециальности, в т.ч., как правило, не менее 2-х лет в качестве судьи для Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда, Военного суда Республики Узбекистан;
в) не менее 10-ти лет, в т.ч., как правило, не менее 5-ти лет в качестве судьи для Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан. |
Дополнительные требования
|
|
Отношение к военной службе |
Судья военного суда должен состоять на действительной военной службе и иметь воинское звание офицерского состава. |
Обучение и стажировка |
Впервые назначаемые на должности судьи проходят их в обязательном порядке с освобождением от исполнения трудовых обязанностей, но с сохранением среднемесячной з/п по основному месту работы. |
Знание языков |
Судопроизводство ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности. |
Беспристрастность и судейская этика |
Судьи при рассмотрении дел обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, их чести, достоинства и имущества, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций, быть беспристрастными и справедливыми. Строго соблюдать честь судьи, правила этического поведения судей, воздерживаться от действий, которые могут умалить авторитет правосудия, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности. |
Ограничения
|
|
Тайна судопроизводства |
Судьи не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний. |
Политические права |
Судьи не могут быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти. |
Партийность |
Судьи не могут состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях. |
Предпринимательство |
Судьи не имеют право заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической. |
*Примечание: в законодательстве не указываются должности, работа на которых включается в специальный стаж, что может привести к определенным трудностям при его исчислении. Полагаем, перечень должностей можно обозначить в Законе «О судах» или в подзаконном акте, например, в распоряжении Президента от 29.12.2012 г. № Р-3949, либо утвердить его отдельным документом[1].
Одних назначают, других избирают
В Узбекистане действует дифференцированная система приобретения судейского статуса:
- назначаются судьи областных, Ташкентских городских судов, межрайонных, районных (городских) судов, военных судов, областных и Ташкентского городского хозсуда. Их назначение производит Президент страны по представлению Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей;
- избираются судьи Верховного суда и Высшего хозяйственного суда (Сенатом Олий Мажлиса по представлению Президента).
Формально, по закону, единый срок полномочий как назначаемых, так и избираемых судей всех уровней судебной системы составляет 5 лет (ст. 63 З-на «О судах»). Однако в ближайшее время эта норма будет изменена и приведена в соответствие с п. 2 Указа Президента от 21.10.2016 г. № УП-4850, в результате чего назначенные (избранные) на третий срок судьи будут занимать свой пост бессрочно (первые два срока составят по 5 и 10 лет соответственно).
Интересно, что подобный механизм уже действует в ряде государств «за океаном» и в сопредельных странах. Правда у них можно обнаружить и своеобразные особенности.
Как это устроено у них
В англо-саксонской правовой системе сложился универсальный подход к вопросу, принятый большинством государств, признавших за представителями правосудия право на бессрочное исполнение полномочий. Американские и английские служители Фемиды, полномочия которых не ограничены формальным сроком (судьи Верховного суда США, Верховного суда Великобритании), занимают свой пост до тех пор, пока их репутация и профессиональная деятельность являются безупречными. Нарушение правил судейской этики или совершение уголовного преступления в этих странах является основанием для импичмента судьи, т.е. досрочного прекращения полномочий и лишения привилегированного статуса.
Аналогичным образом полномочия федеральных судей в России не ограничиваются определенным сроком (ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132-1). Однако установлен предельный возраст пребывания в должности – 70 лет (если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом). Судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд (т.е. на замену уходящему).
В Республике Казахстан судьи также наделяются полномочиями на постоянной основе (ст. 24 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25.12.2000 г. № 132-II). При этом оговорено, что при достижении судьей установленного законом пенсионного возраста, дальнейшее пребывание в должности до достижения им предельного возраста допускается Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета. Предельный возраст нахождения в должности составляет 65 лет, который в исключительном случае может быть продлен максимум на 5 лет.
По такой же схеме формируется судейский штат в Украине. После проведенной судебно-правовой реформы там судьи тоже занимают должность бессрочно. При этом им гарантируется пребывание в должности до достижения 65-ти лет, за исключением случаев увольнения судьи с должности по собственной инициативе или отставки. Поскольку ранее срок полномочий у них ограничивался пятью годами, кандидатуры судей, чьи полномочия истекли после вступления в силу поправок, рассматриваются в приоритетном порядке.
Мнение скептика
- Сменяемость является одним из важнейших демократических принципов в системе государственной власти. Механизмы, ограничивающие сроки осуществления властных полномочий одними лицами, предупреждают рост злоупотреблений и сдерживают коррупционный фактор.
Мнение редакции
- Это так, однако, необходимо учитывать некоторые немаловажные нюансы.
Во-первых, в республике действует особый порядок отбора кандидатов на должность судьи, при котором они проходят тщательную проверку, как профессиональных, так и личностных качеств. К тому же, в документе заложен дополнительный фильтр в виде первых сроков, ограниченных 15-летним периодом, из чего следует, что на третий «пожизненный» срок пройдут только самые достойные представители судейского корпуса.
Во-вторых, бессрочность полномочий судьи не означает его безнаказанности. Механизмы привлечения судей к дисциплинарной или даже уголовной ответственности за допущенные ими нарушения хотя и характеризуется своими специфическими особенностями, но все же существуют. При определенных обстоятельствах судья может досрочно лишиться своего статуса.
В-третьих, высокая интенсивность кадровых изменений в судебной сфере скорее минус всей государственно-правовой системе. Наоборот, люди, умудренные жизненным опытом, имеющие богатую профессиональную практику, скорее способны решать возложенные на них ответственные задачи.
С этих позиций новость о бессрочности полномочий судей воспринимается как дополнительная гарантия служителям правосудия, обеспечение независимости судебной системы, а также защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.
Публикации по теме:
Судьи смогут занимать свой пост бессрочно
Зачем нужны апелляционные хозсуды?
В Узбекистане будут созданы административные суды
[1] К примеру, в Республике Беларусь порядок исчисления стажа по специальности, необходимого для кандидата на должность судьи общего или хозяйственного суда регламентирован постановлением Минюста от 18.12.2008 г. № 77.
Комментарии (3)
Добавить комментарийГость_И.Запарходжаев - ЖФУМ :
Интересный материал.
Надо сказать, что систем подготовки и деятельности судей зарубежом множество, в т.ч. связанных с периодичными проверками/уточнениями/аттестациями знаний судей, которые могут быть и мировыми, и арбитражными, и патентными, и таможенными, и военными, и дисциплинарными и пр.
Т.е. нам есть чему поучиться и взять для себя приемлемое, имплементировать в судебное законодательство с учетом сути и актуальности споров!
Гость_Фарида :
Интересный материал! скажите, пожалуйста, как сейчас происходит в реальности? Например, адвокат может стать судьей? есть ли такие примеры?
Гость_Олег Заманов, юрист :
Уважаемая Фарида! Благодарим Вас за интерес к нашим публикациям.
Законодательство не содержит ограничений в отношении отдельных профессий, поэтому судьями становятся не только адвокаты, но и юристы, работающие в государственных или частных организациях, отвечающие установленным требованиям (гражданство, возраст, образование и стаж работы).