Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Дела о банкротстве: после апелляции – кассация и надзор

31.01.2017


В этой публикации – мнение депутата об обсуждаемом в нижней палате парламента законопроекте «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О банкротстве».

 

Узбекистан уверенно набирает темпы по развитию предпринимательства и поддержке частных инициатив. Однако субъекты предпринимательской деятельности зависят от внешней и внутренней рыночной конъюнктуры, общего состояния финансового рынка, уровня конкуренции, объективных и субъективных механизмов успешного ведения бизнеса, инструментов восстановления в случаях банкротства.

 

Обсуждаемый законопроект разработан во исполнение Указа Президента от 15.05.2015 г. № УП–4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития». Он согласован в установленном порядке с Высшим хозяйственным судом, Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции, экономики и финансов, и Госкомконкуренции, а также прошел профессиональное обсуждение среди юристов и экономистов-практиков и апробацию[1]. В случае его принятия в предлагаемом формате не потребуется увеличение расходов из Государственного бюджета Республики Узбекистан.

 

Нужно отметить, что необходимость принятия такого законодательного акта обусловлена нижеследующими причинами.

 

Во-первых, действующей редакцией части пятой ст. 60 Закона «О банкротстве» (далее – Закон) установлено, что определения, вынесенные апелляционной инстанцией хозяйственного суда по результатам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве, не пересматриваются в кассационном и надзорном порядке.

 

Данная норма:

 

  • не соответствует ст. 173 ХПК, которой предусмотрено право подачи кассационной жалобы лицами на решение или постановление суда, а прокурором – кассационного протеста на решение хозяйственного суда;

 

  • не предоставляет возможности обеспечения права на судебную защиту кредиторов и должников, так как у них отсутствует возможность оспорить незаконные решения в кассационном и надзорном порядке.

 

При этом в мировой практике лица имеют право обжалования определений, вынесенных апелляционной инстанцией хозяйственного суда по результатам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве.

 

Например, статьей 60 (Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве) Федерального Закона России «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Определения арбитражного суда, не предусмотренные процессуальным законодательством, обжалуются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

 

Статьей 54 (Рассмотрение заявлений управляющего, жалоб кредиторов, иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) Закона Беларуси «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», установлено, что определения хозяйственного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений и жалоб, указанных в части первой настоящей статьи, могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

 

Во-вторых, частью второй ст. 180 Закона установлен максимальный срок предъявления требований кредиторами к должнику – индивидуальному предпринимателю (не может превышать 2-х месяцев).

 

При этом минимальный срок предъявления таких требований к должнику – индивидуальному предпринимателю законодательством не установлен. Поэтому очень часто на практике имеются случаи установления меньшего срока, который не позволяет или существенно затрудняет предъявление кредиторами требований к должнику в указанный срок. В итоге данная ситуация приводит к возникновению разногласий между судебным управляющим и кредиторами, для разрешения которых кредиторы вынуждены обращаться в суд.

 

Вносимым и обсуждаемым законопроектом предусматриваются внесение следующих изменений:

 

  • часть пятая ст. 60 Закона исключается;

 

  • статья 180 Закона излагается в новой редакции с указанием в ней минимального срока предъявления требований кредиторов к должнику – индивидуальному предпринимателю.

 

Мнение и позиция фракции нашей партии в том, что принятие предлагаемого законопроекта позволит:

 

  • предоставить возможность кредиторам или должникам обжаловать вынесенные апелляционной инстанцией определения по результатам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве в кассационном или надзорном порядке;

 

  • в полной мере обеспечить права на судебную защиту кредиторов и должников;

 

  • устранить на практике случаи указания в решениях хозяйственных судов, направляемых кредиторам для предъявления своих требований к должникам, срока предъявления требований меньше одного месяца.

 

Полянте Свешников,

член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате

Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Публикации по теме:

 

Сокращена очередь погашения долгов при банкротстве

 

Пленум ВХС: как определяют лжебанкротство, преднамеренное банкротство и его сокрытие

 

Совершенствование процедуры банкротства

 

 

 


[1] В целях разъяснения сути Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан путем видеоконференцсвязи проведен расширенный семинар на тему: «Обеспечение надежной защиты прав субъектов предпринимательства – требование времени», в котором приняли участие парламентарии, представители  правоохранительных и контролирующих органов, а также субъекты предпринимательской деятельности. При этом от его участников поступили предложения по дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, в том числе по исключению дублирования, отсылочных и устаревших норм, противоречий в актах законодательства. В частности, предложения по исключению части пятой статьи 60 Закона «О банкротстве».

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_