9 декабря 2015 года Президент Узбекистана подписал Закон «Об электронном правительстве».
Согласно Закону электронное правительство представляет собой систему организационно-правовых мер и технических средств, направленных на обеспечение деятельности госорганов по оказанию госуслуг физическим и юридическим лицам путем применения информационно-коммуникационных технологий, а также межведомственного электронного взаимодействия.
Законом определены основные задачи электронного правительства, такие как:
- обеспечение эффективности, оперативности и прозрачности деятельности госорганов;
- создание на всей территории страны возможностей для заявителей – физических или юридических лиц, обратившихся с запросом в госорганы, осуществлять взаимодействие с ними в рамках электронного правительства;
- формирование баз данных госорганов в рамках возложенных на них функций;
- внедрение принципа «одно окно» при осуществлении взаимоотношений с населением и предпринимателями;
- перевод субъектов предпринимательства на использование электронного документооборота при представлении статотчетности, осуществлении таможенного оформления, получении лицензий, разрешений, сертификатов и получении иной информации от госорганов;
- расширение использования предпринимателями возможностей электронной коммерции через Интернет, внедрения автоматизированных систем учета, контроля и оплаты коммунальных услуг;
- развитие систем безналичных электронных платежей.
Основными принципами электронного правительства являются:
- открытость и прозрачность деятельности госорганов;
- равный доступ заявителей к электронным госуслугам;
- оказание электронных госуслуг по принципу «одно окно»;
- унификация документов госорганов;
- постоянное совершенствование услуг;
- обеспечение информационной безопасности.
В Законе определяются полномочия госорганов в области электронного правительства.
Электронные госуслуги могут быть:
- информационными – направленными на удовлетворение информационных потребностей заявителя, оказываемыми путем публикаций и иного распространения информации о деятельности госоргана. Они должны содержать полную и достоверную информацию;
- интерактивными – оказываемыми заявителю путем двусторонних электронных взаимодействий между заявителем и госорганом. Они должны:
- создаваться на основе законодательства и нормативных документов в области технического регулирования по сбору, хранению, обработке, передаче и обмену информацией;
- оказываться на основе утвержденного регламента электронной госуслуги;
- обеспечивать безопасный доступ заявителей к услугам, предусматривающим обработку персональных данных;
- обеспечивать возможность направления запроса и получения результата электронной госуслуги;
- содержать полную, достоверную и защищенную от несанкционированного доступа информацию.
Требования к составу, формату, идентификации, порядку оформления и направления запроса об оказании электронной госуслуги утверждаются регламентом электронной госуслуги.
Запрос, требующий идентификации заявителя, как правило, должен быть в виде электронного документа, который приравнивается к запросу, направленному в бумажной форме.
Ответ, направляемый заявителю на запрашиваемую электронную госуслугу, должен быть в виде электронного документа и направлен в установленные регламентом электронной госуслуги сроки и приравнивается к ответу, направленному в бумажной форме.
Заявитель имеет право:
получать электронные госуслуги своевременно и в соответствии с утвержденными регламентами;
получать полную и достоверную информацию о порядке оказания электронных госуслуг;
получать информацию о ходе оказания электронной госуслуги через различные формы взаимодействия (официальный веб-сайт, телефон, электронную почту, горячую линию и другие);
обжаловать решения госорганов, оказывающих электронные госуслуги, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке;
участвовать в оценке качества оказания электронных госуслуг;
вносить предложения по совершенствованию электронных госуслуг.
Закон опубликован 10 декабря в газетах «Халк сузи» и «Народное слово» и вступит в силу через шесть месяцев.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.
Публикации по теме:
Перспективы развития электронного правительства в Узбекистане
Современные технологии на службе электронного правительства
Проекты НПА на Едином портале: база данных «Электронного правительства»