Новое в законодательстве Узбекистана
Статья 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности дополнена частями 6 и 7, предусматривающими прямую административную ответственность за непредставление и несвоевременное представление налогоплательщиком в обслуживающий банк платежного поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды, вне зависимости от наличия средств на счету налогоплательщика.
Штраф за это правонарушение составит от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы (далее - МРЗП). Повторное совершение правонарушения в течение года после применения административного взыскания наказывается штрафом в размере от 5 до 10 МРЗП.
В настоящий момент, частью 2 статьи 48 Налогового кодекса определено, что обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей считается исполненным с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога или другого обязательного платежа при наличии достаточных денежных средств на счете налогоплательщика. Часть 1 статьи 59 Налогового кодекса также предусматривает, что налогоплательщик, имеющий неисполненные обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей, обязан представить платежное поручение на их уплату в обслуживающий банк не позднее срока уплаты налогов и других обязательных платежей, установленного Налоговым кодексом, независимо от наличия денежных средств на его банковском счете.
Таким образом, нормы, обязывающие налогоплательщика представлять в обслуживающий банк платежное поручение на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды, существовали и ранее. Однако, привлечение к ответственности за их нарушение, на практике, осуществлялось на основании части 3 статьи 175 Кодекса об административной ответственности и трактовалось как нарушение платежной дисциплины с применением штрафа в размере от 10 до 15 МРЗП. При этом, если у налогоплательщика отсутствовали на счету средства, необходимые для уплаты налогов, он мог оспорить факт привлечения его к ответственности, мотивируя это невозможностью нанесения ущерба.
Внесение вышеуказанных норм позволит обеспечить прозрачность мер применения административной ответственности за несвоевременное представление налогоплательщиком в обслуживающий банк платежного поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды.
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовили
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист,
Алексей НИЯЗМЕТОВ,
начальник отдела по подготовке экономических
и правовых материалов для интернет ресурсов