Постановлением Кабинета Министров от 17.10.2016 г. № 345 утверждены Типовой регламент законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, а также Основные требования, предъявляемые к концепции законопроекта, пояснительной записке, аналитическим и информационным материалам, прилагаемым к законопроекту.
Типовой регламент определил несколько стадий законопроектной деятельности в органах государственного и хозяйственного управления и органах исполнительной власти на местах (далее – органы).
I. Планирование
Органы разрабатывают и утверждают текущие (на предстоящий год), а при необходимости – перспективные (на срок более одного года) планы подготовки законопроектов.
Они разрабатываются юридической службой и утверждаются руководителем органа до 1 сентября каждого года.
II. Подготовка, согласование и внесение законопроектов в Кабинет Министров
Непосредственная подготовка законопроекта осуществляется на основе отдельного плана-графика (составляется основным исполнителем), как правило, со стороны рабочих групп (комиссий). Мониторинг за работой комиссии ведет юридическая служба, которая ежемесячно информирует руководителя органа о результатах.
Работа над законопроектом начинается с его концепции, которая утверждается руководителем органа. На ее основе и составляется (подготавливается) сам текст законопроекта. Требования к концепции здесь.
Законопроект согласовывается с другими подразделениями-соисполнителями, юридической службой органа и его руководителем. После этого он направляется для согласования в другие заинтересованные органы. О процедуре согласования здесь.
Затем законопроект вносится в Кабинет Министров с соблюдением требований, установленных в законах «О нормативно-правовых актах», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и Регламенте Кабинета Министров.
III. Общественное и профессиональное обсуждение законопроектов
Общественное обсуждение проводится с участием представителей заинтересованных госорганов, ННО и др. организаций, ученых и специалистов, экспертов путем проведения семинаров и «круглых столов», размещения текстов законопроектов и аналитических материалов к нему на официальном веб-сайте органа, а также иными способами.
Профессиональное же обсуждение законопроекта проводится с участием специалистов соответствующих отраслей.
Предложения и замечания, высказанные в ходе общественного и профессионального обсуждения, подлежат рассмотрению основным исполнителем или рабочей группой (комиссией).
Нужно отметить, что общественное и профессиональное обсуждение не является обязательной стадией.
IV. Участие органа в подготовке и обсуждении законопроектов,
разрабатываемых иными органами
Участие органа в работе над законопроектом, который готовит другой орган, может осуществляться в двух формах:
- путем направления руководителем или его заместителем представителя своего органа в рабочую группу (комиссию);
- рассмотрение подразделением органа, в компетенцию которого входят правоотношения, подлежащие регулированию, законопроекта поступившего на согласование от субъектов законодательной инициативы (ст. 83 Конституции) и иных органов (согласование проводится в течение 7 календарных дней, п. 26 Регламента Кабинета Министров)
По всем законопроектам, поступающим в органы на согласование, юридическая служба определяется соисполнителем и обеспечивает его правовую экспертизу.
V. Участие в составе представителей Кабинета Министров при рассмотрении законопроектов и законов в палатах Олий Мажлиса
Органы при внесении законопроекта в Кабинет Министров одновременно представляют кандидатуры из числа своих руководителей и работников, а также сотрудников заинтересованных министерств и ведомств для формирования состава представителей Кабинета Министров при рассмотрении законопроектов в палатах Олий Мажлиса.
Состав представителей Правительства, которые будут участвовать на всех стадиях обсуждения законопроектов, утверждается решением Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан.
***
Согласно Основным требованиям, предъявляемым к концепции законопроекта, пояснительной записке, аналитическим и информационным материалам, прилагаемым к законопроекту, подготовка законопроекта начинается с разработки его концепции.
В концепции должны быть определены:
- основная идея, цель и предмет правового регулирования;
- общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов;
- обоснование необходимости разработки законопроекта;
- основные положения законопроекта;
- прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона.
Разработчик может указать в концепции и иную необходимую информацию.
Пояснительная записка к законопроекту должна содержать:
- основание для подготовки законопроекта и обоснование необходимости его принятия;
- полное наименование разработчика законопроекта;
- цели и задачи, а также основные положения, определяемые законопроектом, их краткое обоснование;
- ожидаемые результаты от принятия закона;
- информация о принципах, положениях и формулировках международных документов и законодательства зарубежных стран, относящихся к предмету законопроекта;
- характеристику содержания законопроекта;
- информацию о наличии или отсутствии необходимости внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты либо признания их утратившими силу в связи с принятием закона;
- обоснование каждой ссылки на другие нормативно-правовые акты, используемые в законопроекте;
- краткое финансово-экономическое обоснование;
- информацию о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении законопроекта и его результатах;
- информация о согласовании законопроекта с заинтересованными министерствами и ведомствами;
- краткое изложение содержания разногласий по законопроекту и мотивированное мнение о них (в случае наличия разногласий).
В пояснительной записке могут содержаться и иные сведения, необходимые для обоснования законопроекта.
К подготовленному законопроекту помимо пояснительной записки прилагаются:
- аналитическая сравнительная таблица;
- перечень подзаконных актов, подлежащих принятию, изменению или дополнению, признанию утратившими силу в связи с принятием законопроекта;
- сопоставительная таблица, если законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в иные законодательные акты;
- таблица разногласий;
- финансово-экономическое обоснование;
- справка о хронологии подготовки и согласования законопроекта.
К законопроекту могут быть приложены и иные аналитические и информационные материалы.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист