Приказом министра финансов (рег. № 2844 от 1.12.2016 г.) утвержден Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД № 70) «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности».
I. Аудиторский отчет
Аудиторский отчет должен структурно состоять из наименования (наименования «Аудиторский отчет» и «Отчет аудиторской организации» равнозначны) вводной, аналитической и итоговой частей. По согласованию с заказчиком отчет может содержать дополнительные части. В документе приводится скорректированный перечень данных и информации, которые должна содержать каждая из частей аудиторского отчета.
Аудиторский отчет должен быть пронумерован, подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим проверку, и руководителем аудиторской организации.
На основании аудиторского отчета составляется аудиторское заключение.
II. Аудиторское заключение
Аудиторская организация по результатам аудиторской проверки должна оценить:
- получены ли достаточные и надлежащие аудиторские доказательства для выражения мнения;
- являются ли неисправленные искажения, взятые по отдельности или в совокупности, существенными;
- обоснованность принятой учетной политики и ее соответствие требованиям законодательства о бухучете;
- является ли информация, отраженная в финотчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной;
- соответствие финотчетности требованиям нормативно-правовых актов.
В аудиторском заключении может быть выражено положительное или модифицированное мнение аудиторской организации.
Положительное мнение выражается, если финотчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение, финансовые результаты хозсубъекта и соответствует требованиям законодательства о бухучете.
Модифицированное мнение выражается в случаях, если:
- на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
- невозможно получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что финотчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений.
Модифицированное мнение также может быть нескольких видов.
Если финотчетность хозсубъекта содержит существенные искажения, которые в случае их неустранения могут ввести в заблуждение пользователя финотчетности, составляется аудиторское заключение с выражением отрицательного мнения.
Отрицательное мнение выражается также в случаях, когда:
- совершенные хозсубъектом финансово-хозяйственные операции достоверно отражены в финотчетности, но не соответствуют требованиям законодательства;
- руководство хозсубъекта несогласно вносить поправки в финотчетность в целях устранения выявленных искажений.
Аудиторское заключение с выражением мнения с оговоркой составляется в случаях, когда:
- аудиторская организация, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не распространяется на большинство значимых элементов финотчетности;
- у аудиторской организации отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых она могла бы основывать свое мнение, однако она приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным для финансовой отчетности, но не распространяется на большинство значимых элементов финотчетности.
Аудиторская организация может отказаться от выражения мнения в том случае, когда у нее отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, необходимых для выражения мнения. В этом случае составляется аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.
Структура аудиторского заключения состоит из следующих частей:
- наименование;
- адресат;
- вводная часть;
- констатирующая часть;
- итоговая часть;
- дата выдачи аудиторского заключения;
- подписи аудитора (аудиторов) и руководителя аудиторской организации, печать аудиторской организации (при наличии).
Аудиторская организация в дополнение к обязательным элементам при выражении модифицированного мнения должна включить отдельную специальную часть, которая размещается непосредственно перед итоговой частью, а также может включить дополнительно пояснительную часть после итоговой.
Заключение должно быть составлено в письменном виде. К нему прилагается копия финотчетности, в отношении которой выражается мнение, датированная и подписанная хозсубъектом.
Количество экземпляров заключения согласовывается аудиторской организацией с заказчиком, причем они должны получить не менее чем по одному экземпляру с прилагаемой копией финотчетности.
Аудиторское заключение вместе с соответствующей финотчетностью может быть опубликовано хозсубъектом.
Указано, что аудиторская организация должна обеспечить надежное хранение экземпляров аудиторских заключений и аудиторских отчетов, включая их электронные версии, не менее пяти лет.
Документ вступит в силу 6.03.2017 г., а действующая редакция НСАД № 70 утратит свою силу с этой же даты согласно приказу министра финансов рег. № 1016-1 от 1.12.2016 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.
Публикации по теме:
Внутренние стандарты аудиторской деятельности – теперь в ИПС «Norma»
Как применять международные стандарты отчетности и аудита