Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Либерализация: за что не будут судить и штрафовать

28.10.2016

 

Этой осенью руководство страны приняло ряд программных решений. Часть из них коснулась дальнейшей либерализации законодательства, смягчения ответственности представителей бизнеса. Наш обзор о значении этих процессов и главных отличиях нового этапа либерализации от предыдущих.

 

С самого начала при определении основ административного и уголовного судопроизводства в законе были закреплены факторы, влияющие на назначение наказания: характер и степень общественной опасности деяния, характер и размер причиненного вреда, личность виновного и т.д.

 

С учетом этого и других обстоятельств, смягчающих ответственность, суды могут назначать более мягкое наказание, а при определенных условиях и вовсе освободить от него (например, в связи с малозначительностью, деятельным раскаянием виновного, наличием необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.).

 

Тем не менее, правовые нормы сформулированы таким образом, что эти вопросы суд решает по своему усмотрению. Например, суды самостоятельно определяют, применить ли более мягкое наказание к виновному или назначить его ниже низшего предела. Когда же судьи по тем или иным причинам не используют эти инструменты, подсудимые и их защитники сетуют на отсутствие действительной самостоятельности и независимости судов.

 

В том числе и по этим причинам законодательство периодически изменяется и дополняется в процессе либерализации. Например, в 2015 году ст. 184 УК (уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей) дополнили двумя нормами.

 

Первая отменяет наказание в виде лишения или ограничения свободы для лиц, полностью уплативших налоги на умышленно сокрытую, заниженную прибыль (доход).

 

Вторая же полностью исключает ответственность лиц, впервые совершивших преступление и полностью возместивших нанесенный государству ущерб в виде налогов и других обязательных платежей, в т.ч. пени и иных финсанкций в течение 30 дней после получения решения налоговой по результатам налоговой проверки.

 

Так формируется иной по сравнению с общим порядком подход, когда положение провинившихся улучшается в обязательном порядке. Однако такие «точечные» меры, когда нормы, исключающие ответственность, включаются в отдельные статьи, хотя и имеют безусловную важность, но не всегда дают ожидаемый результат.

 

К примеру, должностным лицам организации, подозреваемым в уклонении от уплаты налогов, как правило, инкриминируется «букет» статей, включающий, в т.ч. превышение власти или злоупотребление должностными полномочиями, должностной подлог и др. Но по этим статьям от ответственности не освобождают.

 

Новый этап – шире охват

 

Либерализация уголовного и административного законодательства республики – процесс практически перманентный. Недавно принято решение о ее новом этапе с 1.01.2017 г. (УП-4848 от 05.10.2016 г.), который, тем не менее, будет отличаться от предыдущих целым рядом особенностей.

 

Во-первых, иммунитет распространяется на целую сферу. Теперь речь идет об освобождении от ответственности по всем административным правонарушениям и уголовным преступлениям, совершенным в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности лиц, впервые их совершивших (подробнее о том, что такое финхоз деятельность здесь).

 

Разумеется, нужно дождаться выхода закона о внесении изменений и дополнений в УК и КоАО, чтобы говорить о конкретном перечне таких нарушений. По нашему мнению, к ним можно причислять экономические преступления (ст.ст. 175-1851 УК) и преступления в сфере хозяйственной деятельности (ст.ст. 186-192 УК), а также правонарушения в области торговли, предпринимательства и финансов (ст.ст. 164-1795 КоАО).

 

Таким образом, помимо увеличения количества статьей, по которым виновные подлежат освобождению, в рамки либерализации впервые попадают также и административные правонарушения.

 

При этом должны соблюдаться следующие условия:

 

1) Правонарушение или преступление должно быть совершено впервые. Отметим, что лицо считается впервые совершившим административное правонарушение и тогда, когда истек год после применения к нему предыдущего административного взыскания. Равным образом преступление, совершенное лицом, чья судимость снята или погашена в установленном порядке, также признается совершенным впервые (п. 131 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 31.05.2013 г. № 8);

 

2) Добровольно устранены допущенные нарушения и возмещен причиненный материальный ущерб в установленные законодательством сроки. На данный момент, как написано выше, такой срок установлен только по ст. 184 УК – 30 дней со дня получения решения налоговой инспекции. По остальным видам нарушений его должны прописать дополнительно;

 

3) Правило не работает, если причинен вред жизни и здоровью человека.

 

Отдельно сказано о незаконной предпринимательской деятельности. Незаконным считается предпринимательство, осуществляемое:

 

  • без регистрации, т.е. когда в госреестре юрлиц и реестре индивидуальных предпринимателей (ИП) отсутствует запись о создании организации или приобретении физлицом статуса ИП, либо содержится запись о ликвидации юрлица или прекращении деятельности ИП (п. 7 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11.12.2013 г. № 20);
  • без специального разрешения (лицензии), когда согласно Закону от 25.05.2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо его получение (Перечень лицензируемых видов деятельности утвержден постановлением Олий Мажлиса от 12.05.2001 г. № 222-II);
  • с нарушением условий лицензирования, предъявляемых, например к выпускаемой и реализуемой продукции или несоблюдением технических требований.

 

Чтобы избежать ответственности по ст.ст. 165, 176, 1763 КоАО и ст.ст. 188, 190 УК нарушителю достаточно будет добровольно возместить причиненный ущерб, пройти госрегистрацию и получить необходимые лицензии. На все это отводится месячный срок со дня выявления правонарушения.

 

Во-вторых, предлагаемые меры вполне можно назвать всеобъемлющими. Сегодня вполне допустима такая ситуация, когда обвиняемый хотя и освобождается от основного наказания по уголовному делу (штраф, арест, лишение или ограничение свободы и т.д.) например, на основании акта амнистии, но уплачивает финсанкции по решению хозяйственного суда, а также лишается права заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного времени.

 

Исходя из принятых решений, практика должна измениться. Теперь виновные подлежат освобождению как от административного взыскания или основного уголовного наказания, так и от дополнительного наказания в виде лишения права на осуществление предпринимательской деятельности, а также финсанкций (кроме пени), применяемых к налогоплательщикам в судебном порядке (ст.ст. 113-121 НК).

 

Планы на будущее

 

В опубликованном Указе Президента от 21.10.2016 г. намечены главные приоритеты в судебно-правовой сфере, реализация которых запланирована на более отдаленную перспективу.

 

В частности, соответствующим инстанциям поручено разработать и до 1.07.2017 г. внести предложения, предусматривающие:

  • расширение института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон;
  • декриминализацию отдельных составов преступлений, не представляющих большой общественной опасности;
  • расширение перечня составов преступлений, по которым возбуждение уголовного дела производится исключительно по заявлению потерпевшего.

 

Из вышеизложенного можем сделать вывод: работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и либерализации законодательства продолжится и далее.

 

Олег ЗАМАНОВ,

наш эксперт

 

Публикации по теме:

 

О либерализации или За что и как отвечает бизнес 

 

За возмещение ущерба – смягчение наказания

 

Внеплановые и встречные проверки бизнеса отменят 

 

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 648