Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Надзорное производство – когда не хочется сдаваться

17.11.2016

 

Никогда не сдавайся! – лозунг, помогший достичь своей цели многим людям. Производство по судебному делу в надзорной инстанции – это как раз для тех, кто решил идти до конца, несмотря ни на что. В этой публикации – о пересмотре дел в порядке надзора и новшествах в этой сфере.

 

Теоретически любое гражданское, хозяйственное или уголовное дело, а также дело об административном правонарушении может пройти несколько этапов своего рассмотрения в судах. Для того, чтобы понять надзорное производство, вначале рассмотрим их.

 

Первый этап – рассмотрение дела по существу в суде первой инстанции.

 

Суд первой инстанции – это не обязательно судебное учреждение самого низового уровня. Им является суд, в котором дело рассматривается впервые. Так, даже Верховный суд Республики Узбекистан может выступать судом первой инстанции. Все зависит от важности дела (подробнее о подсудности дел смотрите в главе 14 ГПК, главе 48 УПК, главе 3 ХПК, главах XVIII и XXII КоАО).

 

В суде первой инстанции стороны судебного спора встречаются по делу впервые, и суд на основании представленных ими доказательств и аргументов разрешает тяжбу по существу и выносит свое решение (по уголовным делам – приговор, по делам об административных правонарушениях – постановление)[1].

 

Второй этап – пересмотр решения (приговора) суда вышестоящим судом в апелляционном или кассационном порядке по жалобе какой-либо стороны или протесту прокурора. Своеобразный второй раунд.

 

Тут нужно учесть, что решение суда первой инстанции вступает в силу не сразу, а после определенного времени. Для решений судов по гражданским делам – 20 дней, по уголовным делам и делам об административных правонарушениях – 10 суток, по хозяйственным делам – 1 месяц. От того, вступило или не вступило в силу решение суда, зависит вид производства по его пересмотру.

 

Так, апелляционное производство – это пересмотр еще не вступивших в законную силу решений (приговоров) суда путем повторного проведения полного судебного разбирательства. 

 

Кассационное производство – это пересмотр уже вступивших в законную силу решений (приговоров) суда путем повторного проведения частичного судебного разбирательства.

 

Отметим, что апелляция не предусматривается в производстве по делам об административных правонарушениях. В этом области в кассационном порядке пересматриваются не вступившие в законную силу постановления. Подробнее об особенностях и проблемах административного судопроизводства смотрите здесь.

 

В гражданском и уголовном судопроизводстве дело может быть рассмотрено или в апелляции, или в кассации. Т.е. сторонам или прокурору необходимо выбирать между ними. Для бизнеса же имеются дополнительные возможности – дело, рассмотренное хозяйственным судом по апелляции, может быть пересмотрено в дальнейшем также в кассации, т.е. имеется еще одна возможность для реванша.

 

Третий этап – пересмотр решений в порядке надзора. В уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях надзорное производство может быть начато только после рассмотрения дела по апелляции или кассации. В гражданском и хозяйственном судопроизводстве это никакого значения не имеет, но чаще всего пересмотр в порядке надзора происходит уже после рассмотрения дела в суде второй инстанции. Таким образом, это можно назвать своеобразным третьим раундом.

 

Его важнейшая особенность заключается в том, что стороны уже не вправе сами инициировать новый пересмотр дела. Это вправе сделать только уполномоченные должностные лица судов и прокуратуры, которые приносят для этого свой протест.

 

Стороны могут лишь подать жалобу в порядке надзора этим уполномоченным лицам, а они уже будут решать, вносить протест или нет.

 

К примеру, в настоящее время протесты в порядке надзора по гражданским и уголовным делам могут принести не только председатель Верховного суда, его заместители и Генеральный прокурор Республики Узбекистан, но и председатели Верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, председатель Военного суда, судов областей и города Ташкента по гражданским и уголовным делам, а также прокурор Республики Каракалпакстан, прокуроры областей, города Ташкента, Военный и Транспортный прокуроры.

 

Подробнее о том, кто и какие решения имеет право опротестовать, смотрите в ст. 349 ГПК, ст. 193 ХПК, ст. 511 УПК, законах «О судах» и «О прокуратуре».

 

Такое большое количество должностных лиц, имеющих право принести надзорный протест, в некоторой степени снижает независимость судей. Ведь тот, кто может перепроверять и контролировать какую-либо работу, неизбежно приобретает влияние на человека, который эту работу выполняет. Кроме того, это уменьшает интенсивность контроля со стороны высших судебных инстанций и руководства Генеральной прокуратуры за принимаемыми на нижестоящем уровне решениями, поскольку большую их часть контролируют подчиненные.

 

Нужно отметить, что уполномоченные должностные лица ограничены в сроках принесения протеста:

 

  • в хозяйственном и гражданском судопроизводстве – 3 года со дня вступления решения в законную силу;
  • в уголовном и административном судопроизводстве – 1 год при просьбе ухудшить положение осужденного (оправданного) либо привлеченного к административной ответственности лица, а при просьбе его улучшить – не ограничивается.

 

И если по уголовным и административным делам необходимость защиты личных прав и свобод человека оправдывает существующие сроки подачи надзорного протеста, то трехлетний срок в хозяйственном и гражданском судопроизводстве приводит к тому, что дело гуляет по суду годами. Это усугубляется еще тем, что к участию в деле привлекаются все новые и новые лица.

 

К примеру, кто-то по суду получил право собственности на квартиру. В условиях рыночной экономики эта жилплощадь может быть перепродана неоднократно. И вот через 3 года суд надзорной инстанции отменяет решение нижестоящего суда. Возникает цепочка задолженностей. Новый ничего не подозревавший хозяин квартиры лишается своей собственности, которая переходит к лицу, выигравшему суд в надзорной инстанции, а лицо, продавшее жилплощадь (проигравшее в надзорной инстанции), должно вернуть добросовестному приобретателю (иногда их бывает и 2, и 3, и больше) деньги за нее. А денег уже нет ни у кого. Но на этом история может закончиться и в случае возвращения дела на новое судебное рассмотрение оно может неоднократно рассматриваться в порядке надзора. Не трудно представить, сколько граждан могут фактически пострадать.

 

Такая «карусель» возможна, в том числе потому, что инстанций, рассматривающих дело в порядке надзора, также немало. К примеру, Пленум Верховного суда – высшее судебное подразделение является и надзорной инстанцией. Но особенность его полномочий заключается в том, что он является надзорной инстанцией, в том числе и по своим же решениям. Выходит, что даже он не всегда ставит точку в судебном споре и сам же может отменить свои решения.

 

Вместе с тем, общество ждет от судебной власти быстрого, объективного и справедливого принятия решений. В ином случае главная цель ее деятельности остается не достигнутой.

 

Учитывая возникающие на практике проблемы, Указом Президента от 21.10.2016 г. № УП–4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» предусматривается упразднение института рассмотрения судами областного уровня уголовных и гражданских дел в порядке надзора с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора. Кроме того, срок пересмотра судебного решения по гражданскому делу в порядке надзора сокращается с 3 лет до 1 года. Также исключаются дублирующие полномочия Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по рассмотрению дел в порядке надзора.

 

Этого решения научные круги и практикующие юристы ждали уже давно, а исходя из вышеописанных проблем, очевидно, что оно крайне необходимо. Поэтому в качестве приоритетной задачи дальнейшего проведения судебно-правовой реформы было обозначено весьма важное для простых граждан и субъектов предпринимательства направление.

 

Самир Латыпов,

наш эксперт. 

 

Публикации по теме:

 

Зачем нужны апелляционные хозсуды?

 

Судьи смогут занимать свой пост бессрочно

 

 


[1] Нужно отметить, что судами по итогам рассмотрения дела могут выноситься также определения о прекращении производства, об оставлении заявления без рассмотрения, о возвращении дела для проведения дополнительного расследования и т.д. Данные решения могут также обжаловаться и опротестовываться в вышестоящих инстанциях.

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 648