Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Новые гарантии предпринимателям

07.05.2012

3 мая 2012 года вступила в силу новая редакция Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», принятого в мае 2000 года.

 

В соответствии с новой редакцией Закона отношения, связанные с гарантиями и мерами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности – предприятиями с иностранными инвестициями, регулируются также законодательством о гарантиях и мерах защиты прав ино­странных инвесторов.

  • Согласно новой редакции Закона в среднегодовую численность работников, помимо ранее учитываемых работников унитарных (дочерних) предприятий, представительств и филиалов, включаются и работники, принятые на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.
  • Также сокращен период, на который микрофирмы и малые предприятия лишаются льгот, преференций, гарантий и прав, в случае превышения установленной среднегодовой численности работников. Он включает лишь период, в течение которого было допущено превышение (ранее в него входили и последующие 3 месяца).
  • Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ремесленническую деятельность, теперь разрешено привлекать учеников (не более 5 человек) для изготовления товаров (работ, услуг) с выплатой им соответствующего вознаграждения.
  • Кроме того, Законом за­креплено право субъектов предпринимательской деятельности быть учредителями (участниками) других субъектов предпринимательства – юридических лиц, свободно распоряжаться доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей (за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке), а также получать кредиты, привлекать на договорных условиях денежные средства и иное имущество других юридических и физических лиц.
  •  Расширен круг обязаннос­тей предпринимателей. Так, они обязаны также устанавливать размер оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), не ниже установленного законодательством минимального размера, своевременно производить расчеты с ними, страховать в качестве работодателя свою гражданскую ответственность, а также соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей.
  • Одна из важнейших гарантий, появившихся в новой редакции Закона, – приоритет прав субъекта предпринимательской деятельности. Это значит, что все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности во взаимоотношениях с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.
  • Не менее важным является закрепление в Законе нормы о недопущении недобросовестной конкуренции. В соответствии с ней запрещены действия, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют (могут причинить) убытки другим субъектам предпринимательства – конкурентам либо наносят (могут нанести) ущерб их деловой репутации.
  • Согласно новой редакции Закона государственная регист­рация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется на уведомительной основе соответствующим госорганом по принципу в «одно окно».
  • Субъект предпринимательской деятельности вправе выбрать форму представления отчетности – на бумажном носителе и(или) в элект­ронной форме, подтвержденной электронной цифровой подписью. При этом государство стимулирует ведение субъектами предпринимательства учета в электронном виде путем распространения на льготных условиях или бесплатно программного обеспечения.

В Законе четко определены инстанции по представлению отчетности. Для субъектов малого предпринимательства – это органы государственной статистики и налоговой службы, а для индивидуальных предпринимателей – только налоговые органы.

  • В соответствии с новой редакцией Закона заниматься не указанным в учредительных документах видом деятельности разрешено лишь юридическим лицам. А виды деятельности для индивидуальных предпринимателей определяются исключительно Кабинетом Министров.
  • Усилены гарантии распоряжения денежными средствами, имеющимися на банковском счете субъекта предпринимательской деятельности, ограничивающие их использование банками или иными кредитными организациями. Это допускается только в том случае, если банк гарантирует возможность беспрепятственного распоряжения этими средствами в пределах находящихся на счете сумм и их наличия при предъявлении требований к счету.

Определен максимальный срок для зачисления поступивших на счет денежных средств, выдачи или перечисления их со счета по распоряжению субъекта. Данные операции не могут быть осуществ­лены позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного до­кумента, если иное не предусмотрено законом или договором. В случае нарушения данного срока банк или иная кредитная организация уплачивает субъекту предпринимательской деятель­ности проценты.

Кроме того, за пользование денежными средствами, находящимися на счете, банк или иная кредитная организация должны уплачивать субъекту предпринимательской деятельности проценты, если иное не предусмотрено договором.

Запрещается истребование информации о наличии денежных средств на банковских счетах субъектов предпринимательской деятельности, а также ее предоставление банками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  • Законом также закреплена гарантия рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности. Так, субъекты предпринимательской деятельности вправе обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в госорганы или органы хозяйственного управления, в полномочия которых входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящий в порядке подчинен­ности орган.

Обращения субъектов предпринимательства, представленные в электронной форме, должны подтверждаться ЭЦП субъекта предпринимательства.

Обращения субъектов предпринимательства, не отвечающие перечисленным в Законе требованиям, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

В Законе закреплен срок рассмотрения обращений – до 1 месяца со дня их поступления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем в 10-дневный срок сообщается субъекту предпринимательской деятельности, внесшему предложение.

  • Законом предусмотрено соз­дание госорганами и органами хозяйственного управления в сети Интернет постоянно обновляемой страницы, предоставляющей субъектам предпринимательства возможность подавать жалобы на неправомерные решения госорганов, действия (бездействие) их должностных лиц.
  • Внесены изменения и в порядок проведения проверок. В част­ности, проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами госналоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о его деятельности, имеющихся в налоговых органах.

Также нашел отражение в Законе порядок проведения уполномоченными законодательством подразделениями налоговых органов краткосрочных проверок деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспорт­ных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам и соблюдения правил торговли и оказания услуг.

Субъекты предприниматель­ской деятельности вправе не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения.

  • Ограничено применение финансовых санкций к субъектам предпринимательства. При выполнении ими предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме финансовые санкции не применяются. Данная норма не распространяется на сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранение неоприходованных товаров, нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а также занятие деятельностью без лицензии.
  • Новая редакция Закона содержит основания прекращения деятельности субъекта предпринимательства – физического лица – это его решение или решение суда.

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 434