Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Определен новый порядок обращений в государственные органы

04.12.2014

Новое в законодательстве Узбекистана

 

3 декабря 2014 года Президентом подписан Закон "Об обращениях физических и юридических лиц",  принятый нижней палатой парламента в октябре и одобренный верхней палатой парламента в ноябре. Закон вступил в силу с 4 декабря 2014 года - с даты опубликования в газете "Народное слово".

 

В отличие от ранее действовавшего Закона "Об обращениях граждан", новый документ регламентирует порядок обращения не только физических, но и юридических лиц.

Напомним, что вопросы рассмотрения обращений юридических лиц, из-за отсутствия единого закона, регулировались в той или иной мере различными нормативно-правовыми актами: законами «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О прокуратуре», Положением о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и другими.

 

Одной из важных новелл Закона является закрепление правовых гарантий внесения обращений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

 

 Закон регулирует отношения в области обращений физических и юридических лиц в государственные органы, госучреждения, а также в органы само­управления граждан.  

При этом обращения, порядок рассмотрения которых установлен законодательством об административной ответственности, гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, хозяйственным процессуальным и иными законодательными актами, а также взаимная переписка государственных органов и их структурных подразделений данным Законом не регулируются.

 

Физические и юридические лица иностранных государств, граждане, лица без гражданства, индивидуально или коллективно, также имеют право обращаться в государственные органы Узбекистана в соответствии с принятым Законом.

 

Обращения могут быть в устной, письменной либо в электронной форме.

Законом предусмотрены требования к обращениям. Анонимные обращения, обращения, поданные через представителей физиче­ских и юридических лиц при отсутствии документов, подтверж­дающих их полномочия, а также обращения, не соответствующие другим требованиям, установленным законом, рассмотрению не подлежат.

 

Документом четко регламентируется порядок приема в государственных органах физических лиц и представителей юридических лиц.

 

Прием осуществляется руководителем государственного органа либо иным уполномоченным лицом. Для этого в государственных органах могут создаваться специальные структурные подразделения, определяются должностные лица, ответственные за прием.

 

Прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится в установленные дни и часы, согласно графикам приема, информация о которых должна быть доведена до сведения путем публикации на официальных веб-сайтах государственных органов, а также путем размещения в общедоступных местах на стендах или на других технических средствах в административных зданиях госорганов.

 

В приеме физическим лицам и представителям юридических лиц может быть отказано, если по их предыдущему обращению аналогичного характера уже принято решение и об этом им было сообщено.

 

Руководители или иные уполномоченные лица государственных органов, проводящие личный прием, не вправе отказать в приеме при обращении по любым вопросам, в том числе и не входящим в их полномочия. Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к полномочиям государственного органа, то соответствующие должностные или иные уполномоченные лица должны разъяснить обращающемуся, в какой орган или организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.

 

 

Не допускается:


- дискриминация при использовании права на обращения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения физического лица, а также форм собственности, местонахождения (почтового адреса), организационно-правовых форм и других обстоятельств юридических лиц;

 

- при рассмотрении обращений разглашение работниками госорганов сведений о частной жизни физических лиц, деятельности юридических лиц без их согласия, а также сведений, составляющих государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну, и другой информации, если это ущемляет права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц;

- выяснение данных о физическом и юридическом лице, не относящихся к обращениям.

По просьбе физического лица не подлежат разглашению любые сведения о его личности.

 

Запрещается:


- преследование физического лица, его представителя, членов их семей, юридического лица, его представителя и членов семьи представителя юридиче­ского лица в связи с их обращениями в государственные органы в целях реализации или защиты своих прав, свобод и законных интересов, а также выражением своего мнения и критики в обращениях;

 

- безосновательная передача обращения на рассмотрение другим государственным органам либо направление его тем органам или должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

 

Обращения подаются непосредственно госоргану, в полномочия которого входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящему органу в порядке подчиненности.

 

Сроки подачи обращений, как правило, не устанавливаются.  Однако, заявление или жалоба вышестоящему органу в порядке подчиненности подается не позднее одного года с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия (бездействия) либо принятии решения, нарушающего его права, свободы и законные интересы. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления или жалобы восстанавливается государственным органом, рассматривающим заявление или жалобу.

 

Заявление или жалоба рассматривается в течение пятнадцати дней со дня поступления в госорган, который обязан разрешить вопрос по существу, а когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка, за­прос дополнительных документов – в срок до одного месяца.

 

Обращения, поступившие в государственный орган, в полномочия которого не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней направляются соответствующим органам с сообщением об этом в письменной либо в электронной форме обращающемуся.

 

Физические и юридические лица имеют право отозвать свои обращения до и во время их рассмотрения до принятия решения по обращению путем подачи заявления в письменной либо в электронной форме. Заявление об отзыве обращения не исключает принятие государственными органами мер по выявлению и устранению нарушений закона.

 

Ответы на обращения излагаются, по возможности, на языке обращения, должны содержать конкретные обоснования (по мере необходимости со ссылками на нормы актов законодательства), опровергающие или подтверждающие доводы по каждому вопросу, указанному в обращении.

 

В случае удовлетворения заявления либо жалобы физического или юридического лица государственным органом, принявшим незаконное решение по нему, обратившемуся в судебном порядке возмещаются ущерб, связанный с подачей и рассмотрением заявления или жалобы, расходы, понесенные в связи с выездом на место для рассмотрения заявления или жалобы по требованию соответствующего государственного органа, и утраченный за это время заработок. В судебном порядке может быть компенсирован также и моральный вред.

 

Расходы, понесенные государственным органом при рассмотрении обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с физического или юридического лица по решению суда.

 

Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила

Елена Ермохина, наш эксперт-юрист