Законом Республики Узбекистан от 22.05.2015 г. № ЗРУ-385 утверждена новая редакция Закона «Об электронной коммерции».
Законом определено, что электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем (далее − договор в электронной коммерции).
Участниками электронной коммерции являются юридическое или физическое лицо, являющиеся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции.
Продавцом товаров (работ, услуг) в электронной коммерции является только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Участие в электронной коммерции не может являться основанием для установления в отношении ее участника требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных систем, если иное не установлено законом.
Электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя (электронные сообщения), в электронной коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.
Заключение договора с использованием информационных систем не может являться основанием для признания договора в электронной коммерции недействительным.
Условия договора в электронной коммерции должны соответствовать требованиям законодательства. При этом договор в электронной коммерции может содержать отдельные условия, включаемые в него путем отсылки к электронному документу, размещенному в общедоступном информационном ресурсе. В этом случае участник электронной коммерции, разместивший электронный документ, обязан обеспечить возможность свободного доступа к нему в течение срока, установленного законодательством или договором, а по истечении этого срока – обеспечить хранение данного электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством.
Оферта в электронной коммерции формируется в виде электронного документа.
Она должна содержать:
полное наименование участника электронной коммерции, делающего оферту;
почтовый и электронный адрес участника электронной коммерции, делающего оферту;
в случаях, предусмотренных законодательством, сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера (номер лицензии или документа разрешительного характера, срок действия, наименование органа, уполномоченного выдавать лицензию или документ разрешительного характера);
порядок заключения договора в электронной коммерции;
возможность и порядок внесения изменений и дополнений в договор в электронной коммерции при согласовании его условий;
порядок направления и отзыва акцепта;
условия поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также предлагаемые цены (тарифы) на них;
указания на условия, включаемые в договор путем ссылки на электронный документ, размещенный в общедоступном информационном ресурсе.
Оферта может содержать и иную информацию в соответствии с законодательством.
Ответ участника электронной коммерции о принятии оферты (акцепт) может осуществляться в виде электронного документа или электронного сообщения либо путем совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
Договор признается заключенным в момент получения участником электронной коммерции, направившим оферту, ее акцепта.
Документы, связанные с исполнением договора в электронной коммерции, могут быть оформлены в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Участник электронной коммерции имеет право:
размещать (предлагать) оферту в информационных ресурсах, функционирующих в целях электронной коммерции;
реализовывать или приобретать товары (работы, услуги) путем заключения договоров в электронной коммерции;
передавать на хранение информационным посредникам электронные документы и электронные сообщения.
Участник электронной коммерции − продавец товаров (работ, услуг) обязан:
соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции;
обеспечивать хранение электронных документов и электронных сообщений в соответствии с законодательством;
соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции.
Участник электронной коммерции может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.
Новой редакцией закона также предусмотрено:
- расширение состава информационных посредников. К информационным посредникам относятся:
операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
юрлица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
юрлица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
К информационным посредникам могут быть отнесены и иные юрлица в соответствии с законодательством. Обратим внимание, что информационным посредником является юрлицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции. Документом четко определены права и обязанности информационных посредников. При этом данные перечни не являются исчерпывающими, тем самым позволяя информационным посредникам иметь иные права и нести другие обязанности, не противоречащие законодательству и договору. В соответствии с Законом же они имеют право:
оказывать на договорной основе услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции, в пределах своей компетенции;
определять условия оказываемых услуг участникам электронной коммерции.
При этом информационные посредники обязаны:
соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
раскрывать участникам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);
не изменять содержание электронных документов и электронных сообщений, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных договорами с участниками электронной коммерции;
обеспечивать мерами защиты электронные документы, электронные сообщения и персональные данные от несанкционированного доступа;
не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
- введение нормы по обеспечению безопасности информации и защите персональных данных участников электронной коммерции. В частности, запрещается использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в электронной коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством. Также не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.
Публикации по теме:
Новый закон учтет новые подходы к организации электронной торговли
Внедрение ИКТ − ключевой фактор развития бизнеса