Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Пленум ВХС: как признать недействительным решение госоргана?

14.07.2016

Вопросы применения актов законодательства при разрешении споров о признании недействительными актов госорганов и органов самоуправления граждан, а также признания незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан разъяснены в постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда от 17.06.2016 г. № 298.

Постановлением разъяснены значения основных терминов, используемых в документе, таких как: государственные органы, органы самоуправления граждан, должностное лицо, незаконные действия, незаконное бездействие, законные интересы субъектов предпринимательства.

 

В документе уточняется, что указанные категории дел рассматриваются хозяйственными судами, если спор возник в экономической сфере и его разрешение законодательством не отнесено к компетенции другого госоргана.

 

При этом оспаривание решений и действий (бездействий) должностных лиц международных организаций, законодательного, исполнительного, административного или судебного органа иностранного государства, если такие решения и действия (бездействие) вытекают из положений Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административной ответственности, не подведомственны хозяйственному суду.

 

В частности, хозсуд не рассматривает споры о признании недействительными следующих актов:

 

постановление органа предварительного следствия о наложении ареста на имущество;

 

постановление о назначении документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности;

 

постановление контролирующего органа о привлечении к административной ответственности должностных лиц хозсубъектов;

 

акты, оформленные по результатам проверки (о временном изъятии товаров и документов, справок, заключений, протоколов и т.п.);

 

поручения, данные должностными лицами (письменные или устные указания, письма);

 

акты, которые не создают каких-либо правовых последствий (например, акт выбора земельного участка, заключение, акт судисполнителя об осмотре имущества и т.д.)

 

Также хозсудами не удовлетворяются следующие требования:

 

о признании незаконными (противозаконными), законными актов госорганов и органов самоуправления граждан;

 

признании недействительными, отмене действий (бездействия) должностных лиц.

 

В данном случае заявителям необходимо соблюдать точность формулировок, учитывая, что акты госорганов и органов самоуправления граждан признаются недействительными, а действия (бездействие) должностных лиц – незаконными.

 

В отношении сроков исковой давности постановлением уточняется следующее:

 

по спорам о признании недействительным решения госоргана или органа самоуправления граждан установленная гражданским законодательством исковая давность не применяется, кроме случаев прямо указанных в законе;

 

если законодательством, регулирующим административно-правовые отношения, установлен специальный срок исковой давности, применяется этот срок, а не срок исковой давности, установленный гражданским законодательством. Истечение специального срока исковой давности послужит основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований;

 

при признании недействительным акта госоргана, порождающего гражданско-правовые последствия, применяется срок исковой давности, предусмотренный в Гражданском кодексе.

 

Как отмечено в документе, суды правомерно отказывают в удовлетворении заявлений госорганов или органов самоуправления граждан о признании недействительными принятых ими актов. Исключение составляют только акты, устанавливающие право собственности.

 

В заявлении о признании акта госоргана и органа самоуправления граждан недействительным (полностью или частично) кроме предусмотренных частями второй и третьей статьи 112 Хозяйственного процессуального кодекса (далее - ХПК) должны быть указаны дополнительные сведения.

 

В заявлении также может быть указано и требование о возмещении убытков, причиненных заявителю в результате принятия акта.

 

К заявлению помимо предусмотренных частью первой и второй статьи 114 ХПК документов, прилагается также копия оспариваемого акта.

 

Отдельные сведения исходя из специфики спора также должны быть указаны в заявлении о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.

 

При обжаловании в суд действий (бездействия) должностного лица госоргана или органа самоуправления граждан в заявлении в качестве ответчика указывается не должностное лицо, а соответствующий орган, иначе заявление подлежит отказу в принятии, а возбужденное производство по делу прекращается.

 

При рассмотрении данной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не является обязательным.

 

В документе уточняется, что независимо от признания акта недействительным полностью или частично госпошлина взыскивается с ответчика в размере 10 МРЗП. Аналогичный размер составляет госпошлина, взыскиваемая по заявлениям о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц.

 

Постановлением разъясняются также нормы законодательства, регулирующие вопросы признания недействительными решений налоговых органов (пункты 26-26.2), актов антимонопольного органа (пункт 27) и органов Судебного департамента (пункт 29).    

 

В целом рассмотрение данной категории споров характеризуется следующими особенностями:

 

госорганы и органы самоуправления граждан участвуют в качестве ответчика;

 

сроки рассмотрения дел сокращены (не позднее 15 дней со дня вынесения определения о принятии заявления к производству и подготовки дела к судебному разбирательству);

 

обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на принявшие их госорганы и органы самоуправления граждан;

 

при признании недействительным акта (полностью или частично), незаконным действий (бездействия) должностного лица исполнительный лист не выдается, за исключением случаев взыскания убытков и судебных расходов, связанных с рассмотрением дела (почтовые расходы, расходы на проведение экспертизы, расходы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи и другие расходы);

 

решение суда подлежит немедленному исполнению и др.

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».


Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

Публикации по теме:


Пленум ВХС: приоритет прежний – защита бизнесa

 

 

 

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 332