В парламенте завершилось обсуждение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».
Вынесенные в наименование проекта закона принципы в полной мере отражают суть подготовленного и вносимого в парламент Генеральной прокуратурой[1] законопроекта, стимулирующего активность и дальнейшее развитие законопослушного и социально ответственного бизнеса.
Данный проект подготовлен в соответствии с Указом Президента от 5.10.2016 г. № УП–4848 и направлен на дальнейшую либерализацию ответственности субъектов предпринимательства и четкую процессуальную регламентацию проведения ревизий по уголовным делам.
Если говорить конкретно, то предусматриваются следующие нововведения.
В Уголовном кодексе:
1) ст. 45 дополняется нормой о недопущении назначения наказания в виде лишения определенного права на занятие предпринимательской деятельностью, за исключением случаев, повлекших смерть человека или иные тяжкие последствия;
2) ст.ст. 178 (сокрытие иностранной валюты), 180 (лжебанкротство), 181 (сокрытие банкротства), 1811 (преднамеренное банкротство), 188 (незаконная предпринимательская деятельность), 189 (нарушение правил торговли или оказания услуг) и 190 (занятие деятельностью без лицензии) дополняются правилом, предусматривающим освобождение от ответственности лиц, впервые совершивших при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности данные преступления, в случае добровольного возмещения ими причиненного материального ущерба и устранения последствий преступлений;
3) в целях дальнейшей либерализации ответственности субъектов предпринимательства, улучшения делового климата и сокращения числа граждан, осужденных за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности, предлагается из части первой ст. 190 исключить административную преюдицию[2] и установить в качестве основания для привлечения к ответственности получение дохода в особо крупном размере от занятия деятельностью без лицензии.
В Уголовно-процессуальном кодексе:
1) в пункт 8 ст. 84 и в ст. 329 вносятся дополнения, закрепляющие процессуальные основы для применения механизма освобождения от ответственности лиц, впервые совершивших преступления, возместивших причиненный ущерб и устранивших последствия преступлений;
2) вводится новая глава 221 «Проверка финансово-хозяйственной деятельности» для четкой процессуальной регламентации порядка проведения ревизий. В данной главе предлагается определить:
- основания для назначения ревизии;
- основные органы, уполномоченные на проведение ревизии;
- требования к постановлению о назначении ревизии;
- порядок проведения ревизий (в т.ч. дополнительных и повторных), условия проведения ревизии субъектов предпринимательства и сроки проведения ревизии, требования к акту о результатах ревизии;
- права и обязанности лиц, проводящих ревизию, а также должностных лиц и представителей проверяемых субъектов;
3) с учетом предлагаемых дополнений и изменений в УК и УПК вносятся редакционные изменения в ст.ст. 69 и 201 УПК.
В Кодексе об административной ответственности:
1) ст. 165 (занятие деятельностью без лицензии и иных разрешительных документов) дополняется частью второй, устанавливающей ответственность (штраф 10–20 МРЗП для граждан, 20–30 МРЗП – для должностных лиц) за повторное занятие деятельностью без лицензии в течение года после применения административного взыскания за такое же правонарушение;
2) ст. 271 дополняется пунктом 11, предусматривающим установление норм по освобождению от административного взыскания лиц, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного возмещения ими причиненного материального ущерба и устранения последствий правонарушений.
В Налоговый кодекс, законы «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» также вносятся изменения и дополнения, предусматривающие меры по либерализации ответственности субъектов предпринимательства, усилению защиты их прав при проведении ревизий по уголовным делам.
Нам представляется, что принятие закона в предлагаемом формате уже в самое ближайшее время позволит обеспечить внедрение в национальное законодательство мер по обеспечению ускоренного развития бизнеса и его эффективной защите, значительному улучшению делового климата, его привлекательности для зарубежных партнеров и инвесторов.
Алия ЮНУСОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции Народно-демократической партии Узбекистана.
Публикации по теме:
Для развития рыночных отношений
Бизнес-омбудсман: Узбекистан и практика зарубежных стран
Проверки бизнеса: критикуя – предлагайте!
[1] Согласован с Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, министерствами юстиции, внутренних дел, финансов, Государственным налоговым и таможенным комитетами, Центральным банком и Службой национальной безопасности Республики Узбекистан.
[2] Преюдиция (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) – обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.