Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Принят Закон о внесении изменений в Конституцию

18.04.2014

 

Законом № ЗРУ-366 от 16 апреля 2014 года внесены изменения и дополнения в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117).

 

Изменения направлены на создание в стране цельной системы по обеспечению парламентского и общественного контроля над исполнительной властью, расширения прав представительных органов власти на местах, расширения роли палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в системе органов государственной власти, их прав и полномочий в реализации стратегических задач внутренней и внешней политики, усиления функций высшего законодательного органа.

 

В частности, внесенными изменениями и дополнениями в Конституции закреплен институт парламентского и общественного контроля. Так, в статье 32 расширены политические права граждан. Теперь они могут участвовать в управлении делами общества и государства также путем развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов, помимо ранее установленных форм: самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования госорганов.

 

А в статье 78 иные полномочия, относящиеся к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, дополнены осуществлением парламентского контроля.

 

Напомним, парламентский контроль – одна из функций парламента, заключающаяся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти и, возможно, главы государства, иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий. Основными объектами парламентского контроля могут быть государственные финансы и собственность, исполнение конституционных и других установленных законом полномочий (главным образом в сфере политической и нормотворческой деятельности), государственная кадровая политика и кадровые назначения на ключевые государственные должности, соблюдение прав человека и гражданина.

 

Согласно принятому Закону расширяются полномочия Кабинета Министров, его руководителя – Премьер-министра, одновременно повышается и их ответственность. Если раньше Президент Узбекистана ежегодно представлял Олий Мажлису республики доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны, то сейчас это право и обязанность передается Кабинету Министров в лице Премьер-министра.

 

Также конституционно закреплена норма о том, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в парламенте представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Данная норма позволит политическим партиям четко определить свою позицию в отношении курса правительства или отдельных положений его программы.

 

Кроме того, повышена ответственность органов государственной власти на местах – хокимов районов, городов и областей, на которых возлагается обязанность ежегодно отчитываться о проделанной во вверенном регионе работе перед соответствующими местными кенгашами народных депутатов.

 

Еще одной важнейшей особенностью вносимых изменений в Конституцию страны является конституционное закрепление независимой системы демократического формирования Центральной избирательной комиссии, а также основных принципов ее деятельности.

 

Согласно внесенным дополнениям для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума Республики Узбекистан Олий Мажлисом Республики Узбекистан образуется Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, основными принципами деятельности которой являются независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Свою деятельность она будет осуществлять на постоянной основе и руководствоваться Конституцией Республики Узбекистан, законами о выборах и референдуме Республики Узбекистан и другими законодательными актами.

 

Также установлено, что члены Центральной избирательной комиссии будут избираться Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского кенгашей народных депутатов. Председатель комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан.

 

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования в газете «Народное слово» – с 17 апреля 2014 года.