На портале СОВАЗ размещен проект постановления Кабинета Министров «О дальнейшем развитии и организации системы оповещения и информирования населения страны».
Документом предусматривается, что до 31.12.2022 г. на республиканском, территориальном и локальном уровнях, а также на отдельных объектах будут созданы автоматизированные системы оповещения и информирования населения (далее – АСОИН). Они будут работать на основе комплекса программно-технических средств.
Для этого предлагается создать специальную республиканскую координационную комиссию на 2017-2022 гг. Решения комиссии станут обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами госвласти на местах.
Работы по созданию АСОИН будут финансироваться за счет бюджета, собственных средств органов хозуправления и привлеченных льготных долгосрочных кредитов зарубежных финансовых институтов. При их недостаточности предлагается использовать средства из резервного фонда Кабинета Министров.
Проектом предусмотрено утверждение Положения о системе оповещения и информирования населения (далее – Положение).
Согласно Положению система оповещения – это организационно-техническое объединение сил и средств телекоммуникаций и оповещения, систем информирования, сетей телекоммуникаций.
Предусматривается создание 4 уровней АСОИН:
республиканский – комплексные средства оповещения населения Узбекистана;
территориальный – комплексные средства оповещения граждан, проживающих в Каракалпакстане, областях, г. Ташкенте и в районах (городах);
локальный – на потенциально опасных объектах с зоной охвата близлежащих населенных пунктов;
объектовый – на социально важных объектах, объектах массового пребывания людей и объектах жизнеобеспечения населения, а также в организациях с численностью персонала более 50 человек.
Системы оповещения всех уровней должны иметь техническое и программное сопряжение.
На всех уровнях АСОИН призвана обеспечить:
- своевременное доведение до населения сигналов об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС), правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;
- возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;
- использование современных информационных технологий, электронных и печатных СМИ для своевременного информирования населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях.
Предусматривается, что основной способ оповещения населения – передача информации
и сигналов оповещения по телекоммуникационным сетям, конечным устройствам: рупоры, громкоговорители, сирены и т.д.
Для оповещения об опасностях, возникающих из-за военных действий или ЧС допускается передача информации и сигналов через радиовещательные и телевизионные передающие станции с прерыванием вещательных программ.
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, из студий телерадиовещания с прерыванием программ вещания. При этом допускается ее 3-кратное повторение.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях передача информации допускается методом голосового сопровождения, с учетом прямого подключения в эфир теле- и радиопередач, а также включения заранее подготовленных записей, непосредственно с рабочих мест дежурных центральной аппаратной радиовещательных и телевизионных передающих центров НТРК.
Создание и строительство систем оповещения будет осуществляться в 3 этапа:
первый – выдача технического задания на проектирование;
второй – проектирование и строительство;
третий – прием в эксплуатацию и постановка на постоянное дежурство.
Проект также содержит Положение о Республиканской комиссии по координации реализации программы по созданию автоматизированных систем оповещения и информирования населения Республики Узбекистан (далее – Республиканская комиссия).
Согласно проекту Республиканская комиссия – совещательный консультативный орган при Кабинете Министров. Ее состав определяется постановлением Правительства.
Для решения возложенных на нее задач комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. При этом заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов комиссии. Председатель или его заместитель руководят заседанием, а решение принимается простым большинством голосов. Принятые решения фиксируются в протоколе, который утверждается председателем и подписывается секретарем. Указанные решения в 7-дневный срок будут направлены для ознакомления членам комиссии и другим заинтересованным лицам.
Проект находится на стадии обсуждения и может быть изменен, скорректирован или отклонен.
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт
Публикации по теме:
Проекты НПА: чрезвычайное положение определят законом
Проекты НПА: госконтроль защиты от чрезвычайных ситуаций