Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров» (от 29.01.2013 г. N ПП-1913) первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Азимову Р.С. совместно с Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственным таможенным комитетом поручено рассмотреть перечень и номенклатуру завозимых по импорту потребительских товаров и до 1 марта внести в Кабинет Министров предложения по резкому сокращению перечня и объемов их завоза.
Документ, касающийся внешнеэкономических отношений, привлек широкое внимание. При этом, поскольку вопросы нормативного регулирования экспортно-импортных операций отнюдь не простые, на интернет-ресурсах появилось немало комментариев авторов, не обладающих достаточной специальной подготовкой для анализа или не владеющих нормативным материалом в полном объеме. Интернет-слухи, что якобы перекрывается импорт, мягко говоря, сильно преувеличены. На самом деле Постановление продолжает курс последних лет на противодействие ввозу некачественных и фальсифицированных товаров, а также формирование благоприятных условий для расширения масштабов и ассортимента продукции, производимой отечественными предприятиями.
Проще говоря, импорт не перекрывается, но устанавливаются дополнительные фильтры, защищающие от ввоза в республику низкопробных товаров и фальсификатов.
Напомним, перечень потребительских товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан, утвержден Постановлением МЭ, МФ, МВЭСИТ и ГТК (зарегистрировано МЮ 9.09.2008 г. № 1853) и включает более 160 пунктов.
Режим для включенных в перечень ввозимых товаров регулируется несколькими документами.
1. На включенные в перечень потребительские товары с 1 августа 2002 года не распространяются льготы по уплате таможенных платежей юридическими лицами при их ввозе (пункт 2 Указа Президента «Об упорядочении ввоза на территорию Республики Узбекистан потребительских товаров» от 11.07.2002 г. № УП-3105). Льготы в соответствии с действующим законодательством сохраняются только для импортируемых товаров, приведенных в приложении к названному Указу (8 позиций).
2. Сделки на товарно-сырьевых биржах, предусматривающие завоз в республику указанных в перечне товаров, с 1 августа 2002 года запрещены (пункт 2 Постановления Кабинета Министров «О мерах по предотвращению незаконного ввоза в республику и реализации потребительских товаров» от 19.07.2002 г. № 257).
3. По включенным в перечень непродовольственным потребительским товарам, завозимым для коммерческих целей на таможенную территорию РУз с территорий сопредельных государств, если эти товары произведены в третьих странах, с 1 января 2003 года введен таможенный сбор на импорт в размере 20% (пункт 2 Постановления Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию импорта потребительских товаров» от 4.12.2002 г. № 425).
Также Постановлением Президента № ПП-1913 государственным таможенному и налоговому комитетам совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами дано поручение внести в Кабинет Министров предложения по дополнительному расширению перечня потребительских товаров, маркируемых специальными контрольными идентификационными знаками.
Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы» (от 10.08.2011 г. № ПП-1595) было одобрено предложение ряда министерств (МЭ, МФ, МВЭСИТ и ГТК) о введении с 1 января 2012 года порядка, в соответствии с которым ввозимые потребительские товары по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров, должны иметь маркировку специальными контрольными идентификационными знаками, исключающую возможность их подделки и повторного использования, сохраняющуюся на товаре вплоть до его реализации в розничной сети конечному потребителю.
Положение о порядке маркировки ввозимых потребительских товаров специальными контрольными идентификационными знаками и их перечень, состоящий из 11 пунктов, утверждены Постановлением Кабинета Министров «О реализации мер по совершенствованию ввоза отдельных групп потребительских товаров в Республику Узбекистан» от 12.12.2011 г. № 324.
С выходом Постановления Кабинета Министров № 324 на территории Республики Узбекистан запрещены реализация и хранение в немаркированном виде импортируемых потребительских товаров, подлежащих обязательной маркировке специальными контрольными идентификационными знаками. Факты реализации и хранения в немаркированном виде потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию, рассматриваются как нарушение правил торговли с применением мер ответственности в соответствии с законодательством. Вместе с тем, Постановлением Кабмина № 324 установлено, что потребительские товары, вновь включаемые в перечень ввозимых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию специальными контрольными идентификационными знаками, разрешено продавать без маркировки данными знаками в течение 180 дней со дня их включения в указанный перечень.
Положение о порядке маркировки ввозимых потребительских товаров специальными контрольными идентификационными знаками, не распространяется на потребительские товары:
предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатическим и административно-техническим персоналом этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
ввозимые из-за границы в качестве выставочных образцов, образцов для испытаний, исследований;
предназначенные для целей международного транзита;
ввозимые по импорту физическими лицами на территорию Республики Узбекистан в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных законодательством Республики Узбекистан, не предназначенных для коммерческих целей;
реализуемые в магазинах беспошлинной торговли.
Со всеми названными в публикации документами Вы можете ознакомиться в электронной информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан», содержащей около 60 000 электронных текстов нормативно-правовых актов и других материалов на узбекском и русском языках.