C утверждением новой редакции Закона «О нормативно-правовых актах» (утверждена Законом от 24.12.2012 г. № ЗРУ 342) связана необходимость изменений и дополнений, а также признания утратившими силу некоторых правительственных решений. 7 декабря 2013 года Кабинет Министров принял соответствующее Постановление № 323.
* * *
Внесены изменения в Постановление Кабинета Министров «О мерах по обеспечению законности нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств» (от 9.10.1997 г. № 469).
В частности, в Законе «О нормативно-правовых актах» (в редакции Закона № ЗРУ 342 от 24.12.2012 г.) определено, что нормативно-правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не указан более поздний срок. Эта норма применяется со дня вступления в силу Закона «О нормативно-правовых актах» в новой редакции. (Напомним, что ранее, по предшествующей редакции Закона, порядок вступления в силу нормативно-правовых актов различался в зависимости от их видов. Акты министерств, государственных комитетов и ведомств, например, вступали в силу по общему порядку через 10 дней после их государственной регистрации. С конца же прошлого года все акты, в том числе акты министерств, государственных комитетов и ведомств вводятся в действие одинаково). Порядок вступления актов в силу, введенный Законом, отражен теперь и в рассматриваемом документе. Установлено, что правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, имеющие обязательную силу для организаций вне системы данного органа управления или носящие межведомственный характер (имеющие общеобязательный характер) подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не указан более поздний срок.
Нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих общественных отношений, применения каких-либо санкций к гражданам, должностным лицам, организациям за неисполнение содержащихся в них предписаний.
Скорректировано наименование документа, регулирующего выполняемую Минюстом правовую экспертизу и госрегистрацию нормативно-правовых актов. В новой редакции он назван: «Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами» (далее – Положение).
В Положении уточнено, что нормативно-правовой акт до его подписания руководителем министерства или ведомства должен быть подвергнут правовой экспертизе юридической службы этого министерства или ведомства, и только затем, с их визами и справкой, в течение 10 дней после принятия представлен в Минюст на экспертизу. Как и прежде, на выполнение правовой экспертизы Минюсту установлен 30-дневный срок. Однако теперь этот срок может быть продлен на 20 дней, если необходимо участие привлеченных специалистов.
При изменении законодательства министерства и ведомства обязаны привести в соответствие с изменениями свои прошедшие госрегистрацию акты и представить в Минюст производимые изменения и дополнения для экспертизы и регистрации. Минюст вправе потребовать от министерств и ведомств приведения их нормативных актов, прошедших госрегистрацию, в соответствие с законодательством. В этом случае министерства и ведомства обязаны в 10-дневный срок представить затребованные материалы. При невыполнении ими требования Министерство юстиции вправе исключить нормативный акт из государственного реестра, что явится основанием признания данного акта не имеющим юридической силы.
Как известно, в случае возникновения спорных вопросов, а также выявления новых обстоятельств, связанных с применением нормативного акта, Министерство юстиции вправе приостановить действие нормативного акта (или его соответствующей части) до решения спорного вопроса в установленном порядке. Приостановление и возобновление действия нормативного акта оформляется приказом министра юстиции, копия которого направляется соответствующему органу. Также Министерство юстиции вправе вносить представления соответствующим органам о необходимости официального толкования принятых ими нормативных актов. Новеллой является положение о том, что приказ или постановление об официальном толковании нормативного акта направляется на исполнение только после его согласования с Министерством юстиции. (Прежде орган, давший разъяснение по принятому им нормативному акту, лишь должен был направлять в Минюст копию такого разъяснения).
* * *
В Постановление Кабинета Министров от 5 августа 2000 года № 304 «О мерах по совершенствованию систематизации законодательства и упорядочению распространения правовой информации» также внесены изменения.
Например, как было установлено и ранее, в Национальную базу данных законодательства включаются тексты Конституции и законов Республики Узбекистан; международных договоров Республики Узбекистан; постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан; решений Конституционного суда Республики Узбекистан; указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан; решений Кабинета Министров Республики Узбекистан; ведомственных нормативно-правовых актов; решений органов государственной власти на местах. Согласно изменениям, в эту базу также могут входить решения судов и тексты нормативных документов в области технического регулирования.
Коснулись изменения и неофициальных изданий нормативно-правовых актов, а также создаваемых электронных баз данных законодательства, осуществлять которые, с соблюдением установленных требований и порядка, могут органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица. На уровне правительственного постановления теперь установлено, что в неофициальных изданиях, а также электронных базах данных законодательства, могут публиковаться неофициальные переводы нормативно-правовых актов на другие языки с соответствующей отметкой о неофициальном переводе.
Изменения порядка опубликования и вступления в силу нормативных актов Кабинета Министров внесены и в Регламент Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденный Постановлением Кабмина (от 14.02.2005 г. № 62).
* * *
В приложение к Постановлению Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему повышению уровня правового обеспечения деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, государственных предприятий, учреждений и организаций» (от 24.08.2007 г. № 182), а также в Положение о порядке проведения аттестации и повышения квалификации работников юридических служб, утвержденное Постановлением Кабинета Министров от 22 ноября 2007 года № 244, внесены изменения, касающиеся деятельности юридических служб госорганов. Так, запрещено проведение аттестации работников юридических служб организациями, в которых они работают. Их аттестация проводится аттестационной комиссией Минюста и его территориальных органов. Работник юридической службы вправе присутствовать при рассмотрении вопроса прекращения действия выданного ему свидетельства о прохождении аттестации, причем о месте и времени заседания его должны уведомить не менее чем за 10 дней.
Постановление вносит в решения Правительства и другие изменения и дополнения.