Постановлением Президиума Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров (зарегистрировано МЮ 25.03.2013 г. № 2443) утверждено Положение об экспертном совете. Ранее действовавшее Положение об экспертном совете (рег. № 263 от 10.07. 1996 г.), а также внесенные в него изменения и дополнения признаны утратившими силу.
Принятым Положением определены задачи, функции, права, ответственность экспертного совета, порядок его формирования, организации его работы, рассмотрения апелляций, а также вопросов лишения или восстановления докторской степени и ученых званий.
Как и ранее, экспертный совет формируется сроком на 3 года с условием периодического обновления 1/3 состава. В составе экспертного совета должно быть не менее 9 и не более 21 доктора наук (в исключительных случаях научным секретарем совета может быть кандидат наук). Вместе с тем установлено, что доктора наук могут входить в состав экспертного совета, если они имеют не менее 5 лет стажа научно-педагогической работы и подготовили специалиста с ученой степенью. По-прежнему нельзя избираться в экспертный совет подряд два срока. Члены, вышедшие из состава экспертного совета, могут заново войти в него только по истечении 3 лет. А председатель, заместитель председателя и научный секретарь могут включаться в состав экспертного совета в таком качестве на один срок. Вновь назначать их на указанные должности можно лишь спустя 3 года. Если члены экспертного совета неактивно участвуют в его заседаниях, а также выявляются факты раскрытия ими сведений по экспертизе диссертаций, то они выводятся из состава экспертного совета.
Положением также определено, что заседания экспертного совета считаются правомочными, если в них участвуют не менее 2/3 его членов. Рекомендации и заключения экспертного совета принимаются открытым голосованием, в необходимых случаях может проводиться закрытое голосование по предложению большинства членов (ранее такое предложение мог вносить даже один из членов Совета). А решения экспертного совета считаются принятыми, если за него проголосовало не менее 2/3 членов, участвующих в заседании.
Сроки рассмотрения экспертным советом обращений о присуждении докторской степени и ученых званий сокращены с 4 до 2 месяцев.
При поступлении в экспертный совет материалов по вопросам лишения или восстановления докторской степени и ученых званий для их изучения создается комиссия в составе не менее 5 членов. По итогам изучения выносится заключение, которое должно быть рассмотрено на заседании совета в срок не свыше 1 месяца. При этом заявитель должен быть извещен о заседании за 5 дней до его проведения. В случае отсутствия заявителя без уважительных причин или отказа от участия заседание проводится без заявителя. Если же заявитель предупреждает экспертный совет о невозможности по уважительным причинам участвовать в заседании, оно переносится на другой день. Решение экспертного совета по утверждению заключения комиссии принимается тайным голосованием, и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов, участвующих в заседании. Принятое решение направляется в Президиум ВАК для принятия соответствующего решения.
Заинтересованные лица могут подавать апелляции научным советам о присуждении докторской степени и ученых званий и Президиуму ВАК на их решения. По поручению специальной комиссии ВАК апелляции могут быть переданы для рассмотрения экспертному совету. Он обязан известить заинтересованных лиц о месте, дате и времени заседания за 5 дней до его проведения. По итогам рассмотрения апелляции экспертный совет при закрытом голосовании «за» не менее 2/3 членов принимает заключение и направляет его в Президиум ВАК для принятия окончательного решения.
Положение утверждено на государственном языке.
Авторский перевод документа на русский язык будет размещен в информационно-поисковой системе «Norma. Законодательство Республики Узбекистан».
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан № 13 от 1 апреля 2013 года.