Постановлением Кабинета Министров от 22 сентября 2014 года № 269 в соответствии с Законом «Об опеке и попечительстве» утверждены:
Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан;
Положение о государственном реестре учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, их устройства и имущества;
Положение о порядке ведения личных дел подопечных и предоставления опекуном или попечителем отчета об исполнении своих обязанностей.
Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан определяет полномочия органов опеки и попечительства, их задачи, а также порядок установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства.
Деятельность по опеке и попечительству возложена на районные, городские:
- отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования — в отношении несовершеннолетних;
- медицинские объединения — в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
- центры содействия занятости и социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Другие юридические и физические лица не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.
Документом регламентированы особые функции органов опеки и попечительства по обеспечению прав ребенка:
- участие при рассмотрении судами споров о воспитании детей;
- решение спорных вопросов о воспитании детей и общении с ними;
- осуществление полномочий при регистрации рождения ребенка (в случае отсутствия сведений о родителях);
- осуществление полномочий в вопросах, связанных с усыновлением и передачей детей на воспитание в семью (патронат) и по объявлению несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация).
***
В Положении о государственном реестре учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, их устройства и имущества определены следующие цели формирования и ведения государственного реестра:
- создание единой электронной информационной базы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, недееспособных или ограниченных в дееспособности гражданах, совершеннолетних дееспособных гражданах, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья;
- содействие в передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Узбекистан, проживающих на территории нашей страны;
- создание условий для получения полной и достоверной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, гражданам, желающим взять на воспитание детей в свою семью;
- содействие в устройстве недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан, совершеннолетних дееспособных граждан, неспособных осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, под опеку или попечительство;
- обеспечение сохранности имущества лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.
Государственный реестр формируется и ведется органами государственной власти на местах в виде электронного документа. Данные функции осуществляются на базе сведений, поступивших из органов опеки и попечительства, которые по итогам каждого месяца до десятого числа следующего месяца должны представить сведения о лицах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства в органы государственной власти на местах.
***
Согласно Положению о порядке ведения личных дел подопечных и предоставления опекуном или попечителем отчета об исполнении своих обязанностей органы опеки и попечительства обязаны формировать личные дела подопечных.
Опекун и попечитель ежегодно до десятого января обязаны представлять отчет об исполнении своих обязанностей в орган опеки и попечительства.
В отчете отражаются следующие сведения:
- о месте хранения и состоянии имущества подопечного, переданного для хранения;
- об отчуждении имущества, принадлежащего подопечному, с разрешения органа опеки и попечительства (при наличии подобных случаев);
- о покупке имущества взамен имущества, в том числе отчужденного;
- о годовом доходе подопечного с указанием источника, времени и размеров доходов;
- об израсходованных средствах для нужд подопечного за счет полученной прибыли;
- о расходах за счет имущества подопечного, осуществленных с разрешения органа опеки и попечительства;
- о предпринятых мерах по воспитанию, образованию, охране здоровья, защите прав и интересов подопечного.
После утверждения руководителем органа опеки и попечительства этих отчетов, при участии органа самоуправления граждан, из описи имущества подопечного исключаются наименования вещей, пришедших в негодность, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в опись.
Орган опеки и попечительства при хранении личных дел подопечных обеспечивает конфиденциальность находящейся в них информации.
При прекращении опеки или попечительства личное дело подопечного передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела подопечных хранятся в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет.