Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

В банках будут контролировать по новым Правилам

24.11.2013

Постановлением правления Центрального банка и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 21 ноября 2013 г.

№ 2528) утверждены новые Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках. (Ранее действовавшие Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках, утвержденные постановлением Правления Центрального банка и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре (рег. № 2023 от 23 октября 2009 года) утратили силу).

 

Утвержденными Правилами определены цели системы внутреннего контроля коммерческих банков; основные задачи, функции и структура соответствующего подразделения; права и полномочия его сотрудников и руководства.

 

***

Коммерческие банки, по утвержденным Правилам обязаны самостоятельно принимать меры надлежащей проверки клиентов в тех же случаях, что и раньше, а кроме того теперь также - при обращении физического лица с заявлением на получение банковской пластиковой карты и при владении юридическими и (или) физическими лицами акциями коммерческого банка, на сумму, равную или превышающую один процент его уставного капитала.

 

Изменены критерии разовых операций, при которых производится надлежащая проверка клиента. Теперь коммерческие банки обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов при осуществлении продажи физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы); размена, замены и (или) конверсии физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 25-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 100-кратный размер минимальной заработной платы).

 

Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые коммерческими банками,  как и прежде, обязательно включают: проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует на основании соответствующих документов, идентификацию реального владельца клиента, проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

 

***

 

Правилами четко регламентировано построение отношений с банками-нерезидентами,  а также с коммерческими банками, осуществляющими операции по международным денежным переводам, в том числе через системы международных денежных переводов.

 

Введены нормы, согласно которым коммерческие банки должны обеспечивать сопровождение отправляемых денежных переводов точными сведениями о клиенте-отправителе (фамилия, имя, отчество (если имеется); серия и номер документа (паспорта или заменяющего его документа), удостоверяющего личность; номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный код операции), и о получателе (фамилия, имя, отчество (если имеется); номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный номер операции).

 

Коммерческие банки обязаны требовать от банков-нерезидентов и систем международных денежных переводов предоставления минимальной информации о клиентах:

 

(фамилия, имя, отчество (если имеется); номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный номер операции) - об отправителях денежных средств, сумма которых не достигает 25-кратного размера минимальной заработной платы;

 

(фамилия, имя, отчество (если имеется); серия и номер документа (паспорта или заменяющего его документа), удостоверяющего личность; адрес или дата и место рождения отправителя; номер счета отправителя, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный номер операции) - об отправителях денежных средств, сумма которых равна или превышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

 

Коммерческие банки должны иметь возможность получения от корреспондентов банков-нерезидентов и систем международных денежных переводов дополнительной информации об отправителях денежных средств в течение трех рабочих дней. Эта возможность должна обеспечиваться заключаемыми коммерческими банками договорами с системами международных денежных переводов. В случае отсутствия указанной возможности коммерческим банкам следует  рассмотреть вопрос расторжения договора с такими системами международных денежных переводов.

 

***

 

Расширен перечень запретов в отношении деятельности коммерческих банков. Как и прежде коммерческим банкам запрещается:

открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

открывать счета на явно вымышленные имена;

открывать счета без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его уполномоченного представителя;

устанавливать и продолжать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, физического присутствия и постоянно действующих органов управления;

выпуск ценных бумаг и других финансовых инструментов на предъявителя.

Кроме указанного, коммерческим банкам по новым Правилам также теперь запрещено осуществлять услуги по получению и отправке денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы международных денежных переводов, без идентификации клиента; создавать дочерние банки, филиалы или представительства на территории государств, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

 

***

 

Изменения произведены в регулировании отнесения операций к сомнительным. (То есть у внутреннего контроля коммерческого банка возникло сомнение в отношении операции, требующее принятия решения о включении/невключении в категорию подозрительных) Перечень критериев и признаков, при которых операция может быть признана сомнительной, расширен новыми. К ним добавлены следующие:

 

перечисление со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции, в качестве финансовой помощи или займа;

 

перечисление со счетов юридических лиц на счета физических лиц денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции, в качестве дивидендов;

 

осуществление операций (оплата или снятие наличности) с пяти и более международных платежных карт в течение одного дня по терминалу одного контрагента, когда сумма операций с каждой картой равна или превышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

 

Также изменены размеры сумм, при которых сделка относится к сомнительной. Например, к сомнительным могут быть отнесены сделки при обмене банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства физическим лицом на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день обмена (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день обмена), либо внесении физическим лицом в наличной форме денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день осуществления операции), на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве займов, кредитов, финансовой помощи, вклада в уставный фонд (капитал).

 

***

 

Скорректированы критерии и операций признаваемых подозрительными. Например, получение отправленных из-за рубежа или отправление за рубеж физическими лицами денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы денежных переводов, на общую сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 1000-кратного размера минимальной заработной платы), единовременно или многократно в течение срока, не превышающего 3 месяцев;

 

продажа или покупка физическими лицами денежных средств в иностранной валюте на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (1000-кратный размер минимальной заработной платы), единовременно или многократно в течение срока, не превышающего 3 месяцев;

 

Теперь также подозрительной может быть признана сделка, при которой денежные средства переводятся за пределы Республики Узбекистан на счета или в пользу лиц, постоянно проживающих или зарегистрированных в оффшорных зонах, либо поступают в Республику Узбекистан со счетов таких лиц единовременно или многократно в течение 30 дней, на общую сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день последнего перевода (поступления), либо операции с лицами-нерезидентами, являющимися эмитентами акций на предъявителя.

 

***

 

Правилами регулируются меры, принимаемые внутренним контролем, в том числе – сообщение в Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов в особых случаях (далее Департамент). Если во время установления отношений с клиентом, или при ведении этих отношений, либо при проведении разовых операций у сотрудников коммерческого банка возникнут предположения, что сведения об операции подлежат сообщению, они должны незамедлительно, в день выявления такой операции, сообщить об этом Службе внутреннего контроля. В свою очередь Служба внутреннего контроля должна идентифицировать личность клиента и реального владельца клиента, издать обоснованное распоряжение о приостановлении операции на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, подготовить сообщение об операции для дальнейшего направления в Департамент в день ее приостановления, получить  дополнительную информацию о клиенте (в том числе род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных и т. п.) и др.

 

В случае приостановления операции списание денежных средств со счетов на основании распоряжения клиента не производится.

 

Распоряжение клиента должно регистрироваться в отдельном журнале по регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, а также помещаться в специальную папку до истечения срока приостановления операции.

 

В отдельном журнале для регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, фиксируется информация, позволяющая идентифицировать операцию, которая была приостановлена, а также участников данной операции.

 

При наличии предписания Департамента о приостановлении операции на срок не более двух рабочих дней, коммерческий банк приостанавливает ее до указанного срока.

 

Правилами регулируются и другие вопросы, связанные с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

 

 

Постановление  вступило в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан № 47 от 25 ноября 2013 года.

 

 

Елена Ермохина
эксперт-юрист

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1453