Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

В Узбекистане будут созданы административные суды

08.11.2016

 

Указом Президента № УП–4850 от 21.10.2016 г. инициируется создание в нашей стране административных судов и принятие Закона «Об административном судопроизводстве». В этом материале о том, зачем это делается.

 

«Встретимся в суде!» – в развитых демократических правовых государствах эта фраза мигом заставляет задуматься государственного служащего о правильности своих действий по отношению к физическому или юридическому лицу, и если не изменить свою позицию по тому или иному вопросу, то хотя бы перепроверить ее на соответствие законодательству. Ведь в зале судебного заседания он уже не будет «хозяином положения», а должен сам доказывать правосудию, что ничего не нарушил.

 

Наши граждане, прекрасно это понимая, в последнее время ничем не уступают по судебной активности европейцам или американцам. Растет число судебных дел, а значит, судебная система должна адаптироваться к новым реалиям. В Узбекистане и сейчас можно судиться с чиновниками. Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданский процессуальный кодекс, а также Хозяйственный процессуальный кодекс предоставляют и бизнесу, и просто гражданам вполне широкие возможности для отстаивания своих интересов. Хорошо это и для самих чиновников. Так, если гражданин по закону действительно не прав, то тратить свое здоровье и нервы на препирания с ним не нужно, достаточно грамотно изложить свою позицию в суде, тем самым сохранив свою репутацию честного госслужащего.

 

И если в контексте разрешения споров между госорганами и гражданами правосудие по гражданским делам (обжалование гражданами действий и решений госорганов и должностных лиц) и хозяйственным делам (подача заявлений о признании недействительными актов государственных и иных органов) уже действует в полную силу, то в сфере производства по делам об административных правонарушениях все еще имеются некоторые проблемы.

 

Начнем с того, что административные взыскания могут налагаться не только судом, но и должностными лицами 32-х других государственных органов. Доказать что-либо госслужащему, который сам и обвинитель и судья, всегда сложно, но порой и просто выслушивать аргументы в оправдание никто не собирается. Отсюда и столько эмоций, к примеру, у лиц, оштрафованных инспекторами ГСБДД. И тут нет правых и виноватых, сама система производства по делам об административной ответственности устроена таким образом, что в большинстве своем все решается вне судебных стен.

 

Вместе с тем, нужно отметить, что согласно ч. 2 ст. 245 КоАО любое дело об административном правонарушении можно передать на рассмотрение в суд. Достаточно при составлении протокола об административном правонарушении сделать в нем пометку, что вы отрицаете факт правонарушения и просите суд разобраться в этом случае. Отказать в этом никто не вправе.

 

После этого дело поступит в суд по уголовным делам (о том, в какой именно смотрите здесь). В составе этих судов работают судьи по административным делам. При этом они по основной своей функции разбирают уголовные дела. В этом и кроется суть проблемы.

 

Дело в том, что такое совмещение функций создает дополнительные сложности для служителей правосудия. Некоторые судьи признают, что из-за большой нагрузки по уголовным делам с их сложными процедурными аспектами, как бы они не старались – невозможно уделить пристальное внимание каждому делу об административном правонарушении, разбирать его часами и сутками, когда по другим делам (уже уголовным) решается не вопрос о штрафе, а действительно судьба человека. В итоге, судьи чаще всего встают на сторону госорганов.

 

Вместе с тем, каждый гражданин имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Поэтому принято решение создать отдельную ветвь судебной системы, специализирующуюся на административных делах.

 

Для того, чтобы она работала эффективно, предлагается принять Закон «Об административном судопроизводстве». Так, в КоАО подробно не регламентируется порядок рассмотрения судами дел об административных правонарушениях (ст. 306 КоАО). Поэтому судьи в большинстве своем действуют по своей интуиции. Нужно ли вызывать должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении или можно рассмотреть дело без его участия? Кто должен выступать обвинителем? Действует ли вообще в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности презумпция невиновности? Разрабатываемый закон должен ответить на эти и многие другие вопросы.

 

Также нужно упомянуть, что возможно с принятием закона «Об административном судопроизводстве» рассмотрение всех споров, вытекающих из публичных правоотношений, будет передано от судов по гражданским делам и хозяйственных судов - административным судам.

 

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что инициатива, содержащаяся в Указе Президента № УП–4850 от 21.10.2016 г. «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» крайне важна для реализации принципа «справедливость – в приоритете закона» в сфере рассмотрения публичных споров.

 

Самир Латыпов,

наш эксперт.

 

Публикации по теме:

 

Прощай, арест

 

Какими будут условия отбывания административного ареста

 

Как применяется амнистия, объявленная в связи с 24-й годовщиной принятия Конституции

 

Судьи смогут занимать свой пост бессрочно

 



Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Т.М.Турсунов :

2016-11-08 10:48:20

Большое спасибо эксперту Самиру Латыпову  за интересное и подробное сообщение!
Не секрет, что суды по уголовным делам рассматривают вопросы административного права, и, как бы, не являющиеся их основным профилем, отодвигают их на второй план. Между тем, с учетом демократизации судебной системы и либерализации наказаний  все больше вопросов  переходят в сферу от уголовной к административной оценки правонарушений.
Особенно это стало заметным в вопросах несоблюдения ПДД и   превышения полномочий должностных лиц.  
Так что ждем скорейшего образования по всей вертикали административных судов.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_