Президент Узбекистана 11 апреля 2016 года подписал Закон № ЗРУ-403 «О парламентском контроле».
______________
Коротко о главном! Парламентскому контролю подлежит деятельность органов государственной власти и управления и их должностных лиц по исполнению Конституции и законов, решений палат Олий Мажлиса и их органов, госпрограмм, а также по реализации возложенных на них задач и функций.
Деятельность, связанная с рассмотрением конкретных дел и материалов, находящихся в производстве органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознания и следствия, судов, а также материалов исполнительного производства и нотариального делопроизводства, парламентскому контролю не подлежит.
______________
Парламентский контроль осуществляется путем:
- принятия Госбюджета, бюджетов целевых госфондов и основных направлений налоговой и бюджетной политики на очередной год, а также рассмотрения хода исполнения Госбюджета;
- рассмотрения ежегодного доклада Кабинета Министров по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;
- заслушивания отчетов Премьер-министра по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны; Счетной палаты; Генерального прокурора; председателя Государственного комитета по охране природы; председателя правления Центрального банка;
- заслушивания на заседаниях Законодательной палаты, Сената информации членов Правительства по вопросам их деятельности; сообщений руководителей органов госвласти и управления;
- направления парламентского запроса; запроса депутата Законодательной палаты, члена Сената;
- изучения комитетами Законодательной палаты, Сената состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики и осуществления ими мониторинга за принятием подзаконных актов;
- осуществления парламентского расследования.
При осуществлении парламентского контроля субъекты парламентского контроля обязаны знакомить органы госвласти и управления и их должностных лиц с необходимыми документами, связанными с проведением парламентского контроля; не вмешиваться в их деятельность, осуществляемую в пределах их полномочий; не создавать препятствия для их функционирования; соблюдать требования законодательства о защите сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Должностные лица органов госвласти и управления при осуществлении парламентского контроля обязаны создавать необходимые условия для его осуществления; выполнять законные требования и не препятствовать их деятельности; предоставлять документы и сведения, необходимые для осуществления парламентского контроля, а также обеспечить их достоверность и объективность.
Результатами парламентского контроля могут быть следующие действия:
- внесение на рассмотрение Президента предложения об отставке члена Правительства;
- внесение в соответствующие госорганы предложения и рекомендации по принятию мер, направленных на повышение эффективности исполнения законодательных актов, госпрограмм, реализации возложенных на них задач и функций;
- возвращение органам госвласти и управления внесенных ими докладов, отчетов, сообщений и иных материалов на доработку с указанием замечаний и предложений по ним;
- направление материалов парламентского контроля в уполномоченные госорганы для рассмотрения в соответствии с их полномочиями;
- обращение к соответствующим органам госвласти и должностным лицам с требованиями о принятии мер по немедленному пресечению обнаруженных нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан или иных нарушений законодательства;
- внесение в соответствующие госорганы предложений и рекомендаций о привлечении к ответственности должностных лиц, освобождении их от должности;
- инициирование разработки проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих актов законодательства;
- обнародование результатов парламентского контроля.
По результатам парламентского контроля органы государственной власти и управления в пределах своих полномочий:
- рассматривают и исполняют решения, принятые субъектами контроля;
- разрабатывают необходимые мероприятия и (или) принимают решения, направленные на реализацию предложений и рекомендаций, разработанных по результатам контроля;
- сообщают о результатах рассмотрения предложений и рекомендаций и принятых по ним мерах;
- принимают меры ответственности в отношении должностных лиц органов госвласти и управления, допустивших нарушения законодательства.
С полным текстом данных документов, с комментариями и ссылками на связанные с ними другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.