Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон «О бухгалтерском учете» принят в новой редакции

15.04.2016

Законом №ЗРУ-404 от 13.04.2016 г. внесены изменения и дополнения в Закон «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г. № 279-I), утверждена его новая редакция.  

 

Нововведения направлены на совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета в соответствии с международными принципами и стандартами, повышение ответственности руководителей хозсубъектов, их бухгалтерских служб путем четкого разграничения их прав и обязанностей.

 

Субъектами бухучета являются органы государственной власти и управления, юридические лица, зарегистрированные в Узбекистане, их дочерние предприятия, представительства, филиалы и другие структурные подразделения, расположенные как на территории республики, так и за ее пределами.

Не являются субъектами бухучета лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юрлица, органы самоуправления граждан, представительства, филиалы и иные структурные подразделения иностранных юрлиц, находящихся на территории Узбекистана. Они ведут учет и представляют отчетность в порядке, установленном в законодательстве (статья 6 Закона). Разъяснительное письмо Министерства финансов можно посмотреть здесь.

 

Определены понятия синтетического и аналитического учета. При этом уточнено, что синтетический учет ведется в порядке, определяемом законодательством о бухучете, а порядок аналитического учета субъект определяет самостоятельно (статья 8 Закона).

 

Перечень субъектов, бухучет и отчетность которых регулируются Центральным банком, уточнен: помимо банков, к ним теперь относятся и другие кредитные организации (статья 9 Закона).

 

Субъектам бухучета предоставлено право применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (статья 10 Закона).

 

В новой редакции Закона закреплено обязательство всех работников субъекта соблюдать требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозопераций и представлению их в бухгалтерию. Законом также предусмотрено, что в случае возникновения разногласий между руководителем субъекта и руководителем бухгалтерской службы по каким-либо хозоперациям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций.

 

Также определены требования, предъявляемые к руководителю службы бухучета: им может быть главный бухгалтер или другое должностное лицо, осуществляющее бухучет и финуправление. Не может быть руководителем службы бухучета лицо, признанное в установленном порядке недее­способным или ограниченно дееспособным, а также имеющее непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление.

 

Особые требования теперь будут предъявляться к руководителю службы бухучета субъекта, подлежащего обязательной аудиторской проверке (кроме банков и других кредитных организаций). Такими требованиями являются:

 

  •   наличие высшего образования;

 

  •   наличие стажа работы, связанного с ведением бухучета или составлением финотчетности либо с аудиторской деятельностью: при наличии высшего экономического образования – не менее 3 лет из по­следних 5 календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования – не менее 7 лет из последних 10 календарных лет.

 

Эти же требования распространяются и на работника специализированной организации (аудитор­ской, налоговых консультантов и других, в уставе которых предусмотрено оказание услуг по ведению бухучета), которой руководитель вышеуказанных субъектов делегировал на договорной основе ведение бухучета.

 

Руководители этих субъектов теперь обязаны обеспечить руководителю своей бухгалтерской службы ежегодное прохождение курса повышения квалификации.

 

Требования к руководителям бухгалтерской службы банков и других кредитных организаций устанавливаются Центробанком (статья 12 Закона).

 

Уточнено положение о праве подписи на документах. Как известно, руководитель обязан утвердить два перечня лиц, имеющих право подписи: первый – это лица, осуществляющие руководящие функции, и второй – лица, осуществляющие функции бухучета и финуправления. Если руководитель самостоятельно ведет бухучет, то в обоих перечнях указывает себя (статья 13 Закона).

 

Изменения коснулись и порядка учета и оформления первичных документов (статья 14 Закона). Так, Законом теперь предусмотрена ситуация, когда хозоперация осуществлена в отчетном периоде, но подтверждающие ее документы по каким-то причинам еще не получены бухгалтерией. В этом случае хозоперация отражается в бухучете, но с оформлением соответствующего первичного документа.

 

В числе обязательных реквизитов первичных документов теперь должны быть, кроме подписей, наименования должностей, фамилии и инициалы лиц, совершивших хозоперацию, или иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

 

Первичные учетные документы могут составляться и представляться в виде электронного документа.

 

Подписи, должности, фамилии и инициалы ответственных лиц либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц, обязательны и при оформлении регистров бухучета (статья 15 Закона). Они могут быть и в виде электронного документа, который создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств, информационных систем и информационных технологий.

 

Закон обязал субъектов бухучета организовать и осущест­влять внутренний контроль, то есть установить определенные правила и порядки с целью обеспечения законности, экономической целесообразности осущест­вления хозопераций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев хищения и ошибок при ведении бухучета, составлении финансовой и иной отчетности (статья 21 Закона).

 

В Законе нашла отражение и действующая в настоящее время привилегия субъектов малого бизнеса представлять только годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (статья 25 Закона).

 

Внесены изменения в порядок обязательной публикации ежегодной финансовой отчетности акционерными обществами, страховыми организациями, банками, общественными фондами и другими организациями в соответствии с законодательством. Публиковать отчетность предусмотрено вместе с аудиторским заключением не позднее чем за 2 недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления (статья 26 Закона).

 

Установлен единый минимальный срок хранения первичных учетных документов, регистров бухучета, других бухгалтерских документов,  финансовой отчетности – не менее 5 лет после отчетного года (статья 29 Закона).

 

Законодательно закреплено право бухгалтеров создавать свои общественные объединения (статья 30 Закона), которые обеспечат необходимые условия для представления и защиты их общих интересов.

 


Ирина АХМЕТОВА, наш эксперт.

 

 

 

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 269