Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

«Наличку» учтет не только ККМ

01.11.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 44 от 1 ноября 2012 года

 

Нередко налогоплательщики интересуются порядком обязательного применения ККМ и определением понятия «посреднический договор». На прошедшем семинаре, организованном Государственным налоговым управлением г.Ташкента совместно с ташкентским отделением Республиканского информационно-консультативного центра при ГНК, прозвучали подобные вопросы. Ответы на них подготовил Шарофиддин ­РУЗМЕТОВ, наш эксперт.

 


Постановлением Кабинета Министров от 17.11.2011 г. N 306 утверждено Положение о порядке применения контрольно-кассовых машин с фискальной ­памятью при осуществлении денежных расчетов с населением, а также Перечень отдельных категорий юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.

Может ли организация, занимающаяся перевозкой пассажиров и багажа автомобильным транспортом, осуществлять расчеты с пассажирами (реализацию билетов) без ККМ?

 

– Сначала поясним, что контрольно-кассовая машина (ККМ) предназначена для учета наличных денег, принятых за проданный товар, оказанные услуги, и печати кассового чека. Основная ее задача – фиксировать на бумаге (кассовом чеке) информацию о купле-продаже товара, оказании услуг. ККМ бывают фискальные и нефискальные. У нас в республике разрешается применять только фискальные ККМ. У них  есть фискальная память – носитель информации, данные из которого нельзя удалить. В ней накапливаются сведения об операциях, совершенных с применением этого кассового аппарата. Следовательно, ККМ является инструментом госконтроля за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки и своевременной сдачи ее в банк.

В приложении N 3 к Постановлению Кабинета Министров «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью» (от 17.11.2011 г. N 306) приведен Перечень отдельных категорий юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ с фискальной памятью. К таким, в частности, относятся юридические и физические лица, которые при оказании услуг населению выдают талоны, билеты или другие приравненные к ним чеки, являющиеся документами строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 6 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом1 билет является документом строгой отчетности, удостоверяющим право пассажира на пользование автобусом (автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее более 8 мест для посадки, не включая водителя) за плату и подтверждающим заключение публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком.

Таким образом, организации, занимающиеся перевозкой пассажиров и багажа автомобильным транспортом, могут осуществлять расчеты с пассажирами, реализуя билеты, без применения контрольно-кассовых машин, но обязательно с соблюдением Инструкции по заполнению билетно-учетных и путевых листов2. В противном случае к предприятиям, нарушающим данный порядок, будут применять штрафные санкции.

Также хотелось бы остановиться на организациях, реализующих билеты авиаперевозки пассажиров и багажа (оформляющих договоры перевозки).

В соответствии со статьей 222 НК счет-фактура является документом строгой отчетности. Юридические лица, осуществляющие оборот, как облагаемый НДС, так и освобожденный от него, а также не являющиеся плательщиками НДС, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру, за исключением случаев оформления перевозки пассажиров проездными билетами.

Согласно пункту 36 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа3  для каждого пассажира на основании документов, удостоверяющих личность, оформляется билет на бумажном бланке или в электронной форме. Не допускается использование билета другими лицами.

На основании статьи 7 Закона «Об электронном документообороте» (от 29.04.2004 г. N 611-II) электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Поэтому проездной билет на бумажном бланке или в электронной форме приравнен к документу строгой отчетности. Следовательно, организации при оформлении авиабилетов на бумажном бланке или в электронной форме имеют право осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.

При этом хотелось бы отметить, что разделом IV Положения о порядке применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением4  (далее – Положение) установлен порядок учета взаиморасчетов с населением отдельными категориями хозсубъектов, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ. Согласно ему эти хозсубъекты при осуществлении взаиморасчетов с населением обязаны выписывать и выдавать заказчику (покупателю) квитанции, билеты, талоны или другие приравненные к чеку документы, прошедшие регистрацию в районной (городской) налоговой инспекции, по форме, установленной приложением N 3 к Положению. После регистрации в налоговой инспекции они приравниваются к бланкам строгой отчетности.

Этот порядок, установленный разделом IV Положения, касается хозяйствующих субъектов, которые в силу специфики своей деятельности выписывают и выдают заказчику (покупателю) квитанции, билеты, талоны или другие приравненные к чеку документы, которые не являются документами строгой отчетности. То есть если квитанции, билеты, талоны или другие приравненные к чеку документы являются документами строгой отчетности, законодательство не предусматривает их регистрацию в налоговой.

Таким образом, документы строгой отчетности, как и ККМ, являются инструментом госконтроля за налично-денежным оборотом предприятий, как это видно из приведенных законодательных норм. Например, согласно пункту 39 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа3, билет оформляется после осуществления платежа по установленному тарифу. Иначе говоря, по количеству оформленных проездных билетов для перевозки пассажиров можно оперативно контролировать полноту и своевременность оприходования наличной выручки и своевременность инкассации ее в банк.

 

-------------------------------------------

1Утверждены Постановлением КМ от 4.11.2003 г. N 482.

2Утверждена приказом начальника УзААРТ, зарегистрированным МЮ 9.10.2003 г. N 1282.

3Утверждены приказом начальника Госавианадзора, зарегистрированным МЮ 29.06.2011 г. N 2238.

4Приложение N 1 к Постановлению КМ от 17.11.2011 г. N 306.

 


ПОЛУЧАЕШЬ ПРИБЫЛЬ  ЗА ЧУЖУЮ РАБОТУ? ПЛАТИ 33%

 

В последнее время участились случаи, когда при проверках финансово-хозяйственной деятельности предприятий возмездное оказание услуг по договору приравнивают к посреднической деятельности. Просим разъяснить, какая деятельность является посреднической? Какая из сторон по договору является посредником для уплаты ЕНП по ставке 33%?

 

– Приложением N 9-1 к Постановлению Президента от 30.12.2011 г. N ПП-1675 установлена ставка единого налогового платежа 33% для предприятий, оказывающих посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам на оказание посреднических услуг.

Гражданский кодекс для оказания посреднических услуг регламентирует два вида договоров: комиссии и поручения. Согласно положениям статей 832 и 817 Кодекса посредниками в них выступают комиссионер и поверенный. Соответственно, плательщиком единого налогового платежа по ставке 33% является:

- комиссионер, который обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;

- поверенный, который обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

Рассмотрим на примерах, в каких случаях хозяйствующий субъект при оказании услуг не является посредником:

 

ПРИМЕР 1. Покупатель купил мебельный гарнитур и договорился с магазином о его доставке. У магазина имеется договор на перевозку грузов с транспортной организацией. По факту оказания транспорт­ных услуг (доставки мебели покупателю) магазин производит оплату по выставленному счету-фактуре.

В данных отношениях участвуют три стороны: покупатель, магазин, транспорт­ная организация. Транспортная организация, согласно заключенному с магазином договору перевозки груза, оказывает услугу по доставке мебели покупателю. За нее покупатель производит оплату в магазин, а магазин перечисляет деньги транспортной организации.

В этой ситуации посредником является магазин. При наличии положительной разницы между суммами, оплаченной ему покупателем за перевозку груза и перечисленной им транспортной организации, она является объектом обложения у магазина единым налоговым платежом по ставке 33%.

 

ПРИМЕР 2. Клиент сдал в химчистку костюм и оплатил услугу, в стоимость которой включены чистка и глажка вещи. Так как проводился ремонт гладильного оборудования, химчистка заключила договор на оказание услуг с другой организацией. То есть чистила костюм сама, а гладила – другая организация. В данной ситуации, независимо от участия трех сторон, посредник отсутствует, поскольку каждая сторона выполняет отдельную услугу, вошедшую в перечень заказанных услуг.

 

ПРИМЕР 3. Сотовая компания (оператор) заключает договор с провайдером на оказание услуг телекоммуникаций по предоставлению SMS- или MMS-сервисов и информационных ресурсов своим абонентам. В данной ситуации участвуют три стороны: абонент сотовой компании, сотовая компания (оператор) и провайдер.

Согласно статье 2 Закона «О телекоммуникациях» (от 20.08.1999 г. N 822-I):

оператор телекоммуникаций – юридическое лицо, владеющее сетью телекоммуникаций на праве собственности или других вещных правах, обеспечивающее ее функционирование, развитие и оказывающее услуги телекоммуникаций;

провайдер услуг телекоммуникаций – юридическое лицо, оказывающее на коммерческой основе услуги телекоммуникаций пользователям через сети операторов;

услуги телекоммуникаций – продукт деятельности оператора и провайдера по приему, передаче, обработке сигналов и других видов информации через сети телекоммуникаций.

То есть оказание услуг телекоммуникаций – это деятельность, связанная с предоставлением потребителям (абонентам сотовых компаний) нематериального конечного продукта, обеспечивающего им возможность свободного приема и передачи информации.

В данной ситуации отсутствует посредник, так как услуга по предоставлению SMS- или MMS-сервисов и информационных ресурсов абонентам сотовой компании относится к услугам телекоммуникаций, которые являются продуктом дея­тельности и оператора, и провайдера по приему, передаче, обработке сигналов и других видов информации через сети телекоммуникаций.

Иначе говоря, деятельность сотовой компании (оператора) и деятельность провайдера по действующему законодательству Узбекистана по предоставлению услуг телекоммуникаций не может быть посреднической деятельностью.


P.S. От редакции: Учитывая недостаточное урегулирование законодательством этих вопросов, видится целесообразным установить закрытые перечни посреднических услуг и видов расчетов с населением с помощью ККМ.


Комментарии (24)

Добавить комментарий

Гость_Шухрат :

2012-11-01 16:02:44

Данная статья очень полездна. И я рад что в нашем государстве есть такие люди которые могут разьяснить
законы. За статью +10. Спасибо что разьяснили.

Гость_AVIA :

2012-11-01 16:17:00

Очень полезная статья! особенно для тех, кто занимается билетным бизнесом, у которых в последнее время возникает некоторые проблемы из-за этого вопроса (я думаю со мною многие согласятся). Разъяснение дано четкое в рамках действующего законодательства. Ничего лишнего. Выражаю благодарность автору статьи!

Гость_Наталья :

2012-11-02 14:08:52

Практически год ждали этих разъяснений!!! Дождались. Правда сначала были куплены и ККМ , и книги и все поставлено на учет в ОГНС ... А теперь снятие с учета, справки об инкассированной выручке  - тоже расходы...

Гость_ :

2012-11-06 14:44:12

Гость_Наталья
Практически год ждали этих разъяснений!!! Дождались....

Я бы не сказала, что это официальные разъяснения госорганов.
Просто Шараф Рузметов как эксперт назвал свою позицию и обосновал ее

Гость_ :

2012-11-06 17:31:39

Жуда хам яхши ва конуний шархлаб берилган. Охирги пайтдаги жуда хам долзарб булган мавзу эди. Соликчиларни узи хам тулик билишмасдилар шу мавзуни. Маколада келтирилган хамма хужжатларни кутариб чопмаган жойимиз колмаганди хисоб. Рахмат шарх учун!!!!
 
(автор комментария благодарит за разъяснение актуального вопроса)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1399