Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Фондовый рынок должен быть предельно свободным и прозрачным

13.05.2014


На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса республики депутаты рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг». Законопроект разработан в соответствии с Постановлением Президента Узбекистана

от 7 января 2011 года «О Программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годов, определению и реализации системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата».

 

Суть вносимых изменений прокомментировал Насимжон АЛИМОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, член Комитета по бюджету и экономическим реформам, фракция УзЛиДеП:

 

– Необходимость модернизации действующего законодательства и подготовка законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» мотивирована статьей 12 Закона «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (от 11.10.2006 г. № ЗРУ-60), Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» (от 24.12.2012 г. № ЗРУ-342), Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 14.02.2005 г. № 62.

 

Один из субъектов законодательной инициативы – правительство страны (разработчики: Госкомконкуренции, Министерство финансов, Министерство экономики, Центральный банком и Министерство юстиции республики) внесло проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» (далее – законопроект), для упрощения процедур, связанных с эмиссией ценных бумаг, включая новые финансовые инструменты, заключением сделок с ценными бумагами за счет широкого использования современных электронных технологий, а также пересмотра требований к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе уточнение ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.

 

Следует отметить, что, помимо Закона «О рынке ценных бумаг», вступившего в силу 23 июля 2008 года, правовые отношения в сфере рынка ценных бумаг регулируются Гражданским кодексом, Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, а также ведомственными нормативными актами уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг.

 

Изменения и дополнения в Закон «О рынке ценных бумаг» направлены на:

 

‎определение порядка и условий выпуска облигаций, не являющихся корпоративными; 

 

внедрение порядка совершения и регистрации сделок с ценными бумагами в электронной форме, без необходимости их письменного оформления; 

 

установление ответственности за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации; 

 

пересмотр ограничений в деятельности инвестиционных фондов и депозитариев; 

 

замену договоров комиссий и поручений на генеральный договор по оказанию брокерских услуг на рынке ценных бумаг;

 

установление условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг нерезидентами республики.

 

Одновременно с этим предусматривается внесение изменений и дополнений в отдельные статьи, дающие дефиницию регулирования раскрытия информации и ответственности участников рынка ценных бумаг. В частности, исходя из необходимости привлечения капитала в инвестиционные проекты по модернизации производственных мощностей, увеличению инвестиций в промышленность и реализации инфраструктурных проектов, законопроектом предусматривается выпуск новой разновидности ценных бумаг – инфраструктурных облигаций, согласно пункту 16 Программы мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011–2015 годов (утверждена Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011 года № ПП-1464).

 

Существенно и то, что законопроект содержит норму, уточняющую основания для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, которой предлагается установить, что таковыми не являются устранимые технические недостатки в оформлении документов, если они могут быть устранены эмитентом в течение срока рассмотрения документов, по письменному уведомлению регистрирующего органа.

 

С учетом активного внедрения ИКТ и сложившейся мировой практики предлагается также предусмотреть возможность совершения и регистрации сделок с ценными бумагами на торговых площадках организаторов торгов ценными бумагами в электронной форме.

 

Кроме того, в законопроекте предполагается упразднить деятельность депозитария и расчетно-клиринговой палаты как самостоятельных лицензируемых профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. При этом функции депозитария намечено передать инвестиционным посредникам, а расчетные и клиринговые функции – банку и организаторам торгов ценными бумагами соответственно. В то же время, исходя из современной международной практики (Японии, Южной Кореи и других стран), предусматривается определение Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан единым расчетным банком по денежным средствам на фондовом рынке.

 

В целях стимулирования обращаемости ценных бумаг, улучшения делового климата на фондовом рынке, на основе рекомендаций Корейской фондовой биржи и действующей практики Великобритании, Франции и Кореи, законопроектом вместо налога на доход (на прибыль), полученный по сделкам с ценными бумагами, вводится государственный сбор.

 

Учитывая проведенный анализ законодательных актов стран ближнего и дальнего зарубежья, предлагается создание организаторами торгов гарантийного фонда покрытия ущерба инвесторов, установление ограничений в деятельности инвестиционных фондов, гарантий сохранности записей в системе учета прав на эмиссионные ценные бумаги. Намечено предусмотреть и право обмена конфиденциальной и иной информацией с другими членами организации – регуляторами фондового рынка других стран. Напомню, в соответствии с Постановлением Кабмина 12.01.1998 г. №16 Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг является полноправным членом Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

 

По моему глубокому убеждению, с принятием этого закона развитие рынка ценных бумаг в республике пойдет ускоренным темпом в направлении либерализации условий для выпуска и размещения ценных бумаг, упрощения требований к заключению и регистрации сделок с ними, а также в целом создания благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке страны.

 

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 635