Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Как судебно-правовые реформы реализуются в уголовно-процессуальном законодательстве

08.05.2014


Мнения депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Полянте СВЕШНИКОВА и Тулкинбая ТУРСУНОВА по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан».

 

– Демократический выбор развития Узбекистана и приоритет обеспечения и защиты прав и свобод человека на основе законности неуклонно ведет к гуманизации национального уголовного законодательства.

 

Наш Комитет (по законодательству и судебно-правовым вопросам нижней палаты парламента) и партийная позиция (программа деятельности УзЛиДеП) нацеливают нас на дальнейшую либерализацию законодательной базы, направленной на превентивность и противодействие преступлениям, внедрение альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы,  активную воспитательную работу с потенциальными группами риска, склонными к совершению правонарушений.

 

Вносимый одним из субъектов законодательной инициативы – Верховным судом Республики Узбекистан – законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан» позволит не только внести новеллы в отдельные нормы уголовного законодательства, но произвести дефиниции в направлении дальнейшей либерализации и гуманизации государственной политики в действующем законодательстве.

 

В частности, в Уголовном (УК), Уголовно-процессуальном (УПК) и Уголовно-исполнительном кодексах (УИК) Республики Узбекистан предлагается установить порядок:

 

зачета срока содержания под стражей, лицу, которому суд назначил наказание в виде штрафа;

 

отбытия назначенного наказания в колонии-поселении для осужденных, которым наказания, не связанные с лишением свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также за умышленные менее тяжкие преступления заменены судом на лишение свободы;

 

отбытия наказания в колониях строгого режима, для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы за умышленные преступления и вновь осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы за совершение умышленного преступления, которым это наказание заменено судом на лишение свободы.

 

По сложившемуся правоприменению статьей 62 УК суды при назначении наказания засчитывают 1 день предварительного заключения:

 

за 1 день ареста, направления в дисциплинарную часть, лишения свободы;

 

и за 3 дня исправительных работ или ограничения по службе.

 

Одновременно с этим, УК не предусматривает зачета срока предварительного заключения в случае назначения судом штрафа. А это в свою очередь приводит к тому, что для данной категории лиц при назначении наказания в виде штрафа срок предварительного заключения не засчитывается, что является неадекватным. По данным Верховного суда Республики Узбекистан, только в прошлом году в отношении 111 лиц, содержавшихся под стражей, судами было назначено наказание в виде штрафа.

 

В ходе подготовки законопроекта изучалось и анализировалось уголовное законодательство стран ближнего зарубежья, регламентирующее порядок, в соответствии с которым при назначении осужденному, содержащемуся под стражей, наказания в виде штрафа суд, учитывая срок содержания  под стражей, смягчается назначенное наказание или происходит полное освобождение от него.

 

По нашему мнению, принятие у нас аналогичного порядка зачета срока предварительного заключения в счет наказания в виде штрафа, будет соответствовать принципам международного права, равенства граждан перед законом и справедливости.

 

В законопроекте предлагается лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление, наряду с наказаниями, не связанными с лишением свободы, возможность назначить наказание в виде лишения свободы до 5 лет, которое отбывается в колониях-поселениях (статья 50 УК).

 

Вместе с этим, в случаях уклонения лица от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, назначенного за совершение такого преступления, суд заменяет его лишением свободы с отбыванием в колонии общего режима, где они отбывают наказание с лицами, осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления (статья 116 УИК). Соотнося этот момент с прошлогодней статистикой судов, показывающей, что в 2013 году к 127 осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также за умышленные менее тяжкие преступления применялись наказания, не связанные с лишением свободы, можно заметить, что им оно заменено на лишение свободы с отбыванием наказаний в колониях общего режима. Хотя при назначении судом изначально наказаний в виде лишения свободы они бы отбывали назначенное наказание в колониях-поселениях. Немаловажно, что в случае направления данных осужденных в колонии-поселения, экономия бюджетных средств составила бы более 111 млн сумов.

 

Представляется существенным и то, что введение норм, устанавливающих порядок, при котором осужденные за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также за умышленные менее тяжкие преступления и преступления, по которым наказание, не связанное с лишением свободы, заменено судом на лишение свободы, будут отбывать его в колониях-поселениях, является четким свидетельством либерализации уголовного законодательства, так как в настоящее время данная категория осужденных отбывает наказания в колониях общего режима.

 

Необходимо помнить, что согласно действующей редакции статьи 50 УК, лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и вновь осужденным за совершение умышленного преступления, назначается наказание в виде лишения свободы с отбыванием его в колониях строгого режима. В то же время, в соответствии со статьей 116 УИК лица, которым наказания, не связанные с лишением свободы, заменены судом лишением свободы, отбывают их в колониях общего режима. В статье 118 УИК отсутствуют основания для отбывания наказания в колониях строгого режима лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и вновь осужденными за его совершение, которым назначенное наказание заменено судом на лишение свободы. То есть, в случае назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лицу, ранее отбывавшему наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и вновь осужденному за совершение умышленного преступления к отбыванию наказания в виде лишения свободы, и последующей его замены на лишение свободы, такое наказание указанное лицо, согласно УК, должно отбывать в колонии строгого режима, а согласно УИК – в колонии общего режима. Налицо противоречие!

 

Конечно же, обсуждение законопроекта в нижней и верхней палатах парламента наполнят и обогатят его содержание, но в целом, вносимые изменения и дополнения, устранив имеющиеся противоречия в национальном законодательстве, продвинет судебно-правовые реформы в сторону последовательной гуманизации по отношению к осужденным, а также совершенствования правовых норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.