Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Лицам с некоторыми заболеваниями запретят опекунство и попечительство

29.11.2016

 

В парламенте ведется обсуждение изменений и дополнений в одни из самых важных нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения – Законы «Об опеке и попечительстве» и «О гарантиях прав ребенка». О том, какие новшества нас ожидают, рассказывают сами депутаты.

 

Как известно, защита интересов молодежи является постоянным приоритетом государственной политики. А одним из важнейших направлений работы в этой сфере остается забота о детях, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. Это находит свое отражение во многих государственных программах.

 

Например, в абзаце первом пункта 4 Государственной программы «Год здоровой матери и ребенка» (далее – Госпрограмма) поставлена задача по внесению изменений и дополнений в Закон «Об опеке и попечительстве», предусматривающих регулирование порядка установления заболеваний, при наличии которых лицу будет отказано в установлении опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей[1].

 

Так, сегодня в Республике Узбекистан 13 724 ребенка находятся под опекой, 9 578 – под попечительством. Ежегодно органами опеки и попечительства в среднем выявляется около 7-ми тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более 2 тыс. детей передаются на опекунство, более 1 тыс. – на попечительство. Однако, передавая кому-либо ребенка, государство внимательно изучает личность будущего опекуна или попечителя.

 

Так, ст. 22 данного Закона гласит, что не могут быть назначены опекунами или попечителями лица:

  • лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
  • признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено за уклонение от исполнения возложенных на них обязанностей или неисполнение их надлежащим образом, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с усыновленными, вследствие хронического алкоголизма или наркомании;
  • отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей либо за злоупотребление своими правами;
  • ранее осужденные за умышленное преступление.

 

Однако в данной статье не урегулирован вопрос о назначении опекунства (попечительства) лицам с серьезными заболеваниями. А это в будущем может отрицательно повлиять на здоровье и образ жизни ребенка.

 

В связи с этим в Закон вносятся нормы об отказе в назначении опекунства и попечительства лицам с определенными проблемами со здоровьем. Это предотвратит распространение инфекционных и других заболеваний и послужит воспитанию здорового поколения, обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства и общества. Конкретный перечень заболеваний определит Кабинет Министров с привлечением специалистов-медиков.

 

Кроме того, в абзаце втором пункта 4 Госпрограммы определена задача по введению в Закон уточняющих норм, определяющих кто из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном государственном обеспечении и в каком порядке, и какими госорганами будет оформляться постановка на полное гособеспечение.

 

Дело в том, что нормы о детях, находящихся на полном гособеспечении, содержатся в целом ряде нормативно-правовых актов. Например, в Налоговом кодексе, Законах «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «О гарантиях прав ребенка», постановлениях Кабинета Министров от 25.01.2002 года № 33 «О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы», от 29.11.2007 года № 247 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях», от 22.05.2008 года № 104 «Об утверждении Положения о детских городках для детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении», от 15.02.2013 года № 44 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям» и др.

 

Однако в настоящее время на практике возникают разночтения ввиду отсутствия в нашем законодательстве норм, устанавливающих, какая категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном гособеспечении, а также определяющих порядок их полного гособеспечения и само понятие «ребенок, находящийся на полном гособеспечении».

 

Так, в течение 2014-2015 годов и первого полугодия 2016 года в министерства народного образования и финансов поступило 92 обращения от граждан и соответствующих организаций. Вследствие отсутствия нормы, связанной с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, соответствующими организациями и ведомствами на местах по отношению и к детям-сиротам, находящимся под опекой и попечительством и не являющимся воспитанниками учреждений с полным гособеспечением, а также к детям, оставшимся без попечения родителей, применяется понятие о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, в результате чего наблюдаются случаи неправильного использования бюджетных средств.

 

На самом деле по отношению к детям-сиротам, находящимся под опекой и попечительством, и не являющимся воспитанниками учреждений с полным гособеспечением, а также к детям, оставшимся без попечения родителей, нет законных оснований для применения понятия «ребенок, находящийся на полном государственном обеспечении».

 

К сведению: По республике 23 302 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (0-18 лет), устанавливаются опекунство и попечительство. Также ежегодно в среднем около 4 тыс. детей в связи с достижением 18 лет исключаются из попечительского надзора. Например, в 2015 году из попечительского надзора исключено 3816 детей. Если всем детям этой категории на основе вышеуказанной нормы ежегодно выделять денежные пособия за счет бюджетных средств, в среднем необходимо будет выделение 50 млрд. сумов.

 

Между тем, при изучении зарубежного законодательного опыта в этой сфере[2] выявлено, что в их законодательных актах есть норма, связанная с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, но отсутствует определение, кто входит в данную категорию. Только в Законе Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» есть норма, связанная с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, и конкретно определено, какие категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном гособеспечении.

 

Поэтому внесение в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» норм, устанавливающих, какая категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном гособеспечении, а также определяющих их полное гособеспечение, по нашему мнению, приведет к устранению вышеуказанных недоразумений, эффективному использованию средств Государственного бюджета Республики Узбекистан при выделении социальных  пособий детям этой категории.

 

Алия ЮНУСОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции НДПУ.

 

Публикации по теме:

 

О правах ребенка надо помнить не только в Международный день

 

Молодежь и правопорядок в фокусе внимания Парламента

 

Дети: права без обязанностей и ювенальная юстиция

 


[1] Разработка законопроекта была включена также в Программу по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов в 2016 году (утв. ПКМ № 42 от 17.02.2016 г.). 

[2] Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 719