Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Оперативно-розыскные действия – в рамках закона

26.01.2016

В Парламенте обсуждается законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан»*.

 

 

Более трех лет назад был принят Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон), который установил приоритет прав и свобод гражданина над вопросами обеспечения безопасности и следственных действий. Применение Закона на практике показало необходимость его дальнейшего совершенствования и гармонизации с действующим национальным законодательством и с международными договорами.

 

Поэтому Генеральной прокуратурой совместно со Службой национальной безопасности, министерствами внутренних дел и юстиции, Государственным таможенным комитетом, Верховным судом разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Им предусматривается устранение несоответствий по вопросам правового регулирования различных аспектов оперативно-розыскной деятельности.

 

– Если говорить конкретно, то Законом регулируются отношения в области оперативно-розыскной деятельности, надзор над которыми возложен на прокурора, – говорит Кутлимурат БАБАШЕВ, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате. – Исходя из этого, в статьи 33 и 34 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) вносятся дополнения, закрепляющие эту процедуру.

 

В Законе используется термин «оперативно-розыскные мероприятия», а в УПК – «розыскные действия». Исходя из этого предлагается внести изменения в УПК, заменив используемый в нем термин на «оперативно-розыскные мероприятия». Также Законом установлено, что результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) могут быть признаны доказательствами после их проверки и оценки в соответствии с УПК. При этом в УПК результаты ОРМ не отнесены к видам доказательств. Исходя из этого в статьи 81 и 87 УПК предлагается внести дополнения, предусматривающие отнесение результатов ОРМ к видам доказательств, а также их неиспользование, если они не отвечают требованиям, предъявляемым УПК к доказательствам.

 

Отметим, что в части второй статьи 329 УПК перечислены следственные действия, проведение которых возможно во время доследственной проверки. Однако проведение оперативно-розыскных мероприятий в ходе ее не предусмотрено данной статьей. В связи с этим в указанную статью предлагается сделать дополнение, предусматривающее наделение лица, проводящего доследственную проверку, полномочием давать поручения о проведении ОРМ.

 

В соответствии со статьей 16 Закона ряд ОРМ могут проводиться исключительно с санкции прокурора или по согласованию с ним. В соответствии с этим в частях первой и абзаце первом части третьей статьи 382 УПК после слов «предварительного следствия» предлагается дополнить словами «оперативно-розыскной деятельностью», а абзац десятый части третьей статьи 382 УПК после слов «переговорных устройств» дополнить словами «проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по каналам связи, на неприкосновенность жилища».

 

Законопроектом приводятся в соответствие с действующим законодательством наименования правоохранительных органов. В частности, в тексте УПК слово «милиция» заменено словами «орган внутренних дел», а наименование Департамента при Генеральной прокуратуре изложено в соответствии с постановлением главы государства от 21.04.2006 г. № ПП-331.

 

Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 14. Так, реализация норм этого Закона на практике показала необходимость внесения в него изменений и дополнений, направленных на законодательное закрепление определений видов ОРМ.

 

Перечень видов ОРМ закреплен в указанной статье, но нормативных определений, которые бы давали краткое описание сути и содержания ОРМ, в Законе не приводится. Эти нормы раскрыты в ведомственных актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые носят секретный характер, что создает условия для различного толкования того или иного ОРМ.

 

Следует также отметить, что в соответствии с частью второй статьи 27 Закона «О нормативно-правовых актах», не прошедшие госрегистрацию и неопубликованные нормативно-правовые акты министерств и ведомств не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий.

 

Необходимость законодательного определения каждого вида ОРМ также обуславливается тем, что ряд из них связан с ограничением личных прав и свобод граждан (тайна переписки, телефонных разговоров, неприкосновенность жилища). Наряду с этим, предлагаемое изменение обеспечит соответствие национального законодательства требованиям Конвенции ООН против коррупции. В частности, статья 50 данной Конвенции предусматривает, что государства-участники применяют специальные методы расследования, в том числе контролируемую поставку, электронное и другие виды наблюдения, а также агентурные операции. Изучение зарубежного опыта показывает, что в законах и других нормативных актах об оперативно-розыскной деятельности содержатся определения конкретных видов ОРМ.

 

Исходя из вышеизложенного, предлагается внести в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» изменения и дополнения, предусматривающие краткое описание и содержание каждого вида ОРМ.

 

Принятие закона в предлагаемом формате позволит:

 

- обеспечить приведение в соответствие норм Закона с нормами УПК и их единообразного применения;

 

- устранить противоречия и пробелы в действующем законодательстве;

 

- дать понятия видов ОРМ и тем самым сформировать единообразное правовое толкование и применение ОРМ;

 

- разграничить и дать верное понимание сущности ОРМ, имеющих схожее определение (к примеру, отличие контролируемого приобретения от проверочной закупки);

 

- подтвердит приверженность Узбекистана принципам международного права, в т.ч. касающихся использования специальных методов расследования.

 

Записал Маъруф УСМАНОВ.

 

 

*Размещен на сайте norma.uz. 

 

Публикации по теме:


В центре внимания – законность процедур

 

 Этапы развития судебной системы

 

Прокуратура сможет вносить предложения об отмене актов госорганов

 

 

 

Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:


Какой период попадает под проверку прокуратурой (действуют ли в этом случае ограничения в 5 лет или 3 года?)

 

Если в постановлении не указан список сотрудников, имеющих право забирать изъятые документы, должны ли мы передавать их кому-то кроме лица, издавшего постановление?

 

Меня заставили пройти принудительную дактилоскопию, но при этом не имея основания. Правомерно ли действия сотрудника внутренних дел? Куда обратится для восстановления нарушенных прав?

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_