В Парламенте рассматривается проект закона «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан»*.
– В проекте предлагается реорганизовать деятельность Законодательной палаты Олий Мажлиса, – комментирует документ Элбек ШУКУРОВ, член фракции УзЛиДеП. – Так, для избрания Спикера и его заместителей вместо Совета старейшин предусматривается создание Совета представителей политических партий в количестве не менее трех депутатов от каждой политической партии, участвовавшей на выборах. Председательствовать будет представитель партии, набравшей на выборах наибольшее количество мест в палате.
Документом предусмотрено дальнейшее усиление роли фракций политических партий. Это будет выражено в обязательном получении их мнений при рассмотрении законопроекта на каждом этапе законотворческого процесса. Для проработки конкретного исполнения законов, реализации госпрограмм фракции смогут проводить встречи с избирателями, по итогам которых выносить поднимаемые вопросы на рассмотрение палаты. Также оппозиционная фракция сможет вносить альтернативный вариант обсуждаемого законопроекта до рассмотрения его в первом чтении.
– В обсуждаемом проекте внимание уделено и повышению эффективности законотворческого процесса, – добавляет Полянте СВЕШНИКОВ, член той же фракции. – Так, закрепляются конкретные требования к концепции законопроекта, вносимого в нижнюю палату Олий Мажлиса – его цели, оценка текущего состояния правового регулирования, прогноз возможных последствий и др. Предлагается создавать при комитетах палат Парламента экспертные группы из специалистов госорганов, научных и образовательных учреждений, ННО и других институтов гражданского общества, имеющих опыт работы в соответствующих сферах. Предусматривается обязательное участие представителей институтов гражданского общества при обсуждении в палатах Парламента законопроектов, затрагивающих актуальные социально-экономические и политические вопросы.
Проектом также предусмотрено разграничение парламентского запроса и запроса депутата, сенатора. Парламентский запрос будет направляться палатой госорганам с требованием дать обоснованное разъяснение по вопросам исполнения законов, госпрограмм в различных сферах. Запрос в нижней палате инициируется комитетами, фракциями политических партий или группой депутатов (не менее 1/5, т.е. в нынешней ситуации 30-ти членов Законодательной палаты), а в верхней – комитетами или членами Сената (не менее 1/5, т.е. как минимум 20 сенаторами).
Запросы депутатов нижней палаты будут направляться госорганам по вопросам, связанным с обеспечением конституционных прав и свобод избирателей. Ответ на запрос будет представляться письменно без его последующего рассмотрения нижней палатой Олий Мажлиса.
Что касается запросов членов Сената, то они будут направляться госорганам, и касаться интересов соответствующих регионов. Ответ представляется письменно без его последующего рассмотрения верхней палатой Парламента.
* Размещен на сайте www.norma.uz.
Беседовал и записал Маъруф Усманов.
Публикации по теме:
Сенаторы и депутаты провели первое совместное заседание
Верхняя палата Парламента приняла свои первые решения
Принят Закон о внесении изменений в Конституцию