Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Права членов АО будут закреплены в новой редакции закона

05.03.2015

Комментарии Полянте СВЕШНИКОВА, члена фракции УзЛиДеП в Законодательной палате парламента к законопроекту «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в новой редакции*

 

За сравнительно короткое время в нашей стране созданы необходимые условия для развития акционерных обществ (АО), разработаны нормативно-правовые акты, устанавливающие правоотношения в сфере их создания и деятельности. Однако есть определенные проблемы, препятствующие дальнейшему развитию корпоративных отношений в Узбекистане, от решения которых зависит дальнейшее развитие АО, а, значит, и национальной экономики в целом.

 

Именно поэтому предметом правового регулирования новой редакции Закона, проект которого подготовлен с учетом практики ближнего и дальнего зарубежья в этой сфере, становятся отношения, связанные с созданием, деятельностью и ликвидацией АО и защитой прав акционеров.

 

Нормативную основу системы источников акционерного права составляют Гражданский кодекс, Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», указы и постановления Президента и решения Правительства **, а также ведомственные правовые акты и внутренние документы самих АО.

 

Совершенствование действующего Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» будет осуществляться по пяти направлениям.

 

1. Создание АО, формирование уставного фонда, определение рыночной стоимости ценных бумаг, размещение акций общества посредством публичного предложения акций.

 

Законопроект исключает закрытую и открытую формы АО и предусматривает как открытую, так и закрытую подписки выпускаемых им акций. Подписка характеризуется как обращаемый инструмент финансового рынка, изначально ориентированный на свободу отчуждения и хождения акций на рынке. АО принципиально отличаются от обществ с ограниченной ответственностью и других форм коммерческих организаций возможностью привлекать инвестиции неограниченного круга лиц.

 

Однако закрытые АО создавались, как правило, без целей последующего выхода на рынок ценных бумаг, т.е. сама форма закрытого АО в существующем виде фактически дублировала институт обществ с ограниченной ответственностью − ООО.

 

АО, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в ООО, и поэтому представляется недопустимым установление ограничений обращения акций таких обществ, в том числе и посредством закрепления за их участниками преимущественных прав приобретения акций, отчуждаемых третьим лицам. Поэтому и было принято решение отказаться от разделения форм АО.

 

Кроме этого, в статье 13 законопроекта упрощены обязательные нормы, которые должен содержать устав АО. Данные нормы исключаются в связи с тем, что в соответствии с законопроектом акционерам самим предоставляется право включать дополнительные обязательные нормы в устав общества с учетом его специфики.

 

Законопроект также предусматривает норму по предельному сроку формирования уставного фонда общества, предусмотренного учредительными документами, и срок формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного законодательством (статья 17). Кроме того, введены отдельные статьи, регламентирующие порядок определения рыночной стоимости ценных бумаг, а также порядок размещения акций посредством публичного предложения акций (статьи  24 и 35).

 

2. Полномочия, права и ответственность органов управления.

 

Вносятся нормы, расширяющие права наблюдательного совета при принятии решений о совершении крупных сделок, об увеличении уставного фонда, внесении изменений и дополнений в устав в связи с увеличением уставного фонда, об определении аудиторской организации и предельного размера оплаты ее услуг, заслушивании отчетов деятельности органов внутреннего контроля. Действующим Законом рассмотрение таких вопросов отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Также статьей 60 законопроекта предусмотрено, что в обществе с одним акционером функции общего собрания акционеров могут возлагаться на наблюдательный совет.

 

Дефиниция обязательств и прав исполнительного органа общества регламентируется статьей 82 законопроекта. Она уточняет компетенцию исполнительного органа при совершении сделок и его обязательств. При этом систематическое невыполнение решений общего собрания акционеров или наблюдательного совета будет являться основанием для прекращения (расторжения) договора с исполнительным органом. Здесь же уточняется порядок заключения договора с членами коллегиального исполнительного органа, в котором указываются их обязанности и ответственность этого органа перед обществом и его акционерами при нанесении им ущерба.

 

Для повышения роли и ответственности ревизионной комиссии в статью 109 законопроекта включена норма о том, что ревизионная комиссия ежеквартально выносит мотивированное заключение о наличии сделок с заинтересованностью или крупных сделок в обществе в данном квартале, а также соблюдении требований законодательства и внутренних документов общества к совершению таких сделок. При этом заслушивание этих заключений предусмотрено на годовом общем собрании акционеров. В этой же статье предусмотрено установление квалификационных требований к сотрудникам ревкомиссии и ограничения по избранию в ее состав одного и того же лица более двух раз подряд.

 

В целях повышения оперативности принятия решений, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров, сокращен срок его проведения с 30 до 10 дней (статья 66 законопроекта).

 

Принимая во внимание действующую практику проведения общих собраний акционеров и в целях максимального упрощения процедуры их проведения, в законопроекте предлагается составление одного раза реестра акционеров − за 3 календарных дня до официально объявленной даты проведения общего собрания, что предусмотрено статьей 63. Действующий Закон требует составления реестра акционеров дважды – за 30 и за 3 дня до даты проведения общего собрания акционеров.

 

 

3. Гарантия защиты прав миноритарных акционеров.

 

Законопроектом предусмотрен механизм защиты прав и управления обществом этой категории членов путем создания специального органа, представляющего их интересы, – комитета миноритарных акционеров в структуре органов управления общества. Функциями такого комитета определены: рассмотрение обращений миноритарных акционеров, вынесение заключений по сделкам общества, идущим вразрез с законными интересами миноритариев. Такая структура позволит усилить защиту интересов миноритарных акционеров в судах на основе внедрения практики «классовых исков» от их имени уполномоченным государственным органом, дисквалификации в судебном порядке недобросовестных руководителей исполнительного органа, установления ограничений на совершение сделок с акциями, с незаконным использованием инсайдерской информации.

 

Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» предусмотрено, что участие в общем собрании акционеров является правом акционера, а не его обязанностью! При этом, в соответствии с частью пятой статьи 1 Закона «О собственности Республики Узбекистан», осуществление права собственности не должно нарушать права и охраняемые законом интересы физических, юридических лиц и государства.

 

Тем не менее, на практике бывают случаи, когда крупные акционеры, не участвуя на общем собрании акционеров, не обеспечивают необходимый кворум для принятия решений, что приводит к срыву его проведения. В конечном счете, другие акционеры лишаются права принимать корпоративные решения, связанные с финансово-хозяйственной и производственной деятельностью общества (например, утверждением годового баланса, распределением чистой прибыли, избранием органов управления, приведением размера уставного фонда в соответствие с требованиями законодательства). Тогда как решения по таким вопросам необходимо принимать в сроки, установленные законодательством.

 

Поэтому в статье 70 для защиты прав и интересов акционеров в законопроекте предусмотрена норма, при которой новое общее собрание акционеров, созванное взамен несостоявшегося, правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем 50% голосов размещенных голосующих акций.

 

Статья 67 законопроекта в целях расширения прав миноритарных акционеров уточняет позицию о том, что внеочередное общее собрание может созываться наблюдательным советом на основании требования акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее чем 5% голосующих акций на дату предъявления требования. В действующем Законе определено 10%.

 

Учитывая случаи замены акционерами своих кандидатур, выдвинутых в органы управления и контроля, в статью 65 законопроекта введена норма, при которой акционеры (акционер), владеющие более 1% акций, вправе внести изменения в список выдвинутых ими кандидатов в наблюдательный совет и ревкомиссию (ревизоры) не позднее трех дней с даты опубликования сообщения о проведении годового общего собрания. Действующий Закон позволяет осуществлять такие действия только в течение месяца после окончания финансового года, т.е. до 30 января.

 

4. Усиление защиты прав и интересов инвесторов.

 

Для усиления защиты прав и интересов инвесторов конкретизированы определения «аффилированные лица» и «сделки с заинтересованностью» и требования к ним.

 

Кроме этого, предусматриваются нормы по повышению прозрачности совершения сделок АО путем установления требований к раскрытию подробной информации о них, предварительному изучению таких сделок независимой аудиторской организацией с представлением соответствующих заключений по требованию наблюдательного совета или акционеров.

 

Вводятся также нормы, предусматривающие усиление ответственности членов органов управления АО перед акционерами при совершении сделок с заинтересованностью путем установления обязательств о возмещении ущерба и возможности признания таких сделок недействительными по решению суда по иску акционеров.

 

5. Доступ акционеров и потенциальных инвесторов к информации о деятельности общества.

 

Транспарентность деятельности общества, расширение доступа всех акционеров и потенциальных инвесторов к информации о его деятельности достигаются нормой, которая обязует АО, акции которого включены в листинг фондовой биржи, опубликовать на сайте фондовой биржи текст устава общества, включая изменения и дополнения к нему.

 

Кроме этого, включены статьи, предусматривающие раскрытие информации АО для обеспечения прозрачности его деятельности и доступа к ней всех акционеров и инвесторов.

 

Принятие такого Закона активизирует деятельность и повысит ответственность органов управления и контроля АО, будет содействовать улучшению деловой среды и привлечет большее число иностранных инвесторов в страну.

 

 

Беседовал Маъруф Усманов.

 

 

* Проект закона можно скачать здесь. 

 

**Необходимую информацию о регулировании и защите предпринимательства можно найти в наших программных продуктах, а также ознакомиться с интересными примерами, связанными с тематикой организации бизнеса в соответствующих разделах Справочной службы "Мы отвечаем!"  

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1558