Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Правительство станет открытым, доступным и эффективным

17.11.2015

 Сохибжон ИСМОИЛОВ и Полянте СВЕШНИКОВ, члены фракции УзЛиДеП, комментируют обсуждаемый в Парламенте законопроект «Об электронном правительстве»*.

 

За последнее десятилетие в стране значительно увеличился информационный обмен, принимаются меры по внедрению ИКТ в деятельность госорганов, созданию локальных и корпоративных сетей передачи данных. В связи с этим стало велением времени сокращение бумажного документооборота, достижение эффективного и прозрачного управления, обеспечение оперативного информирования всех структур.

 

 

В соответствии с рядом постановлений1 динамично развивается Правительственный портал Узбекистана, в рамках которого создан Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), предоставляющий предпринимателям и населению услуги по принципу «одно окно». В настоящее время на ЕПИГУ внедрено более 250 услуг и подано более 350 тыс. заявок на их получение.

 

Во исполнение постановления Кабинета Министров «О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации» (от 22.11.2005 г. № 256) в Узбекистане формируется единое информационное пространство, которое объединяет в себе 320 зарегистрированных информационных ресурсов и 465 информационных систем.

 

Однако внедрение ИКТ в ряде госорганов пока носит преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значимо повысить качество оказываемых услуг. Ранее сформированные информационные системы и ресурсы госорганов разработаны на разных платформах и технологиях, и содержащиеся в них сведения часто недоступны для оперативного использования. На практике это приводит к временным задержкам при межведомственном обмене информацией. В большинстве госорганов отсутствуют централизованные базы данных, общедоступные справочники и классификаторы.

 

Принимая это во внимание, начато формирование единой технологической инфраструктуры, обеспечивающей юридическую актуальность, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия госорганов между собой, а также со всеми слоями населения, в особенности с субъектами предпринимательства.

 

Формирование нормативной базы позволило создать правовые условия для последовательного внедрения системы «Электронное правительство», как оптимального инструмента эффективного использования ИКТ в деятельности госорганов, регулирования отношений в части обеспечения информационных потребностей граждан, защиты прав потребителей интерактивных услуг, общественных и государственных интересов.

 

Для внедрения межведомственных информационных систем, центральных баз данных и информационных ресурсов «Электронного правительства» требуется на законодательном уровне установить порядок регулирования отношений в этой сфере.

 

Внесенный в парламент Правительством проект закона «Об электронном правительстве» разработан во исполнение Указа Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» (от 7.04.2014 г. № УП-4609), постановления Главы государства «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» (от 27.06.2013 г. № ПП-1989), а также распоряжения Руководителя страны «О программе законотворческих работ по реализации поправок к Конституции Республики Узбекистан» (от 25.06.2014 г. № Р-4305).

 

Цели законопроекта:

 

- повысить эффективность деятельности госорганов на основе широкого использования ИКТ,

 

- оптимизировать порядок оказания электронных госуслуг, повысить их качество и доступность, упростить процедуры и сократить сроки их оказания, а также снизить административные издержки, связанные с их получением,

 

- сформировать информационные базы данных госорганов, внедрить принцип «одно окно»,

 

- предоставить субъектам предпринимательства возможность использовать системы электронной коммерции,

 

- предоставить пользователям возможность обмениваться данными в электронной форме,

 

- создать единую точку доступа к интегрированным электронным госуслугам, а также официальным вэб-сайтам госорганов.

 

Законопроект сопоставлен с зарубежным опытом и международными стандартами и прошел общественное обсуждение.

 

По мнению специалистов, дальнейшее развитие ЕПИГУ позволит ежегодно реализовывать и внедрять более 30 востребованных электронных госуслуг. А принятие закона, создание межведомственной интеграционной платформы позволит уже к 2020 году интегрировать 18 комплексов информационных систем и баз данных электронного правительства для качественного оказания госуслуг и полного перехода на унифицированное межведомственное электронное взаимодействие.

 

Законопроект содержит 5 глав:

 

Глава 1 «Общие положения» дает дефиниции электронного правительства, госуслуги, межведомственного электронного взаимодействия, и других основных задач электронного правительства, включающих в себя обеспечение его эффективности, оперативности и прозрачности, переход на электронный документооборот, формирование инфраструктуры электронного правительства, внедрение принципа «одно окно» и безналичных электронных платежей, использование хозсубъектами систем «электронной коммерции». Даются также основные принципы электронного правительства, включающие транспарентность деятельности органов, равный доступ населения и предпринимателей к электронным госуслугам, унификация документов, обеспечение информационной безопасности электронного правительства и др.

 

Глава 2 «Государственное регулирование в области электронного правительства» определяет полномочия Кабинета Министров, уполномоченного органа в области электронного правительства и иных госорганов.

 

На Правительство возложены задачи по определению основных направлений государственной политики в области электронного правительства, обеспечению его формирования и функционирования, определение порядка размещения сведений о госуслугах и правил их оказания.

 

Уполномоченным органом в области электронного правительства определено Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций. На него возложены дополнительные задачи по координации деятельности госорганов и иных организаций и обеспечению функционирования технической структуры электронного правительства в части центральных баз данных, системы межведомственного электронного взаимодействия, ЕПИГУ, Центра обработки данных и межведомственных сетей передачи данных, а также единой системы идентификации.

 

Глава 3 «Оказание электронных государственных услуг» регламентирует их виды и порядок оказания, определяет требования доступа к ним. Включены нормы о правах заявителей на получение электронной госуслуги.

 

Отдельной статьей определено понятие Единого реестра государственных услуг, а также требование к документированию госуслуг, определен порядок проведения и опубликования оценки качества электронных услуг, а также осуществления контроля за качеством их оказания.

 

Глава 4 «Порядок взаимодействия государственных органов в рамках «электронного правительства» определяет организацию функционирования электронного правительства, описание элементов его инфраструктуры. Центральными базами данных электронного правительства являются государственные информационные ресурсы, представляющие единые централизованные источники информации. В базах данных обобщаются и хранятся основные сведения госорганов для оказания госуслуг и межведомственного взаимодействия. Уточняется, что при оказании услуг, а также в процессе межведомственного взаимодействия предусмотрено использование информации из центральных баз данных электронного правительства. Определятся, что система межведомственного электронного взаимодействия создается для эффективной реализации функций и задач госорганов при оказании услуг. Информационные системы осуществляют сбор, хранение, поиск, обработку информации в пределах полномочий данных организаций. Определяется, что электронные госуслуги оказываются заявителям через официальные веб-сайты госорганов и ЕПИГУ. Отдельной статьей определяются требования к центру обработки данных электронного правительства.

 

Глава 5 «Заключительные положения» отражает вопросы финансирования деятельности по формированию и развитию электронного правительства, ответственности за нарушение закона, приведения действующего законодательства в соответствие с законом и вступления его в силу.

 

Принятие в предлагаемом формате закона и дальнейшее развитие электронного правительства позволит:

 

- существенно поднять эффективность деятельности госорганов, улучшить предоставление электронных госуслуг юридическим и физическим лицам;

 

- расширить использование ИКТ в социальной сфере (здравоохранение, образование, защита трудовых прав населения, ЖКХ, торговля и др.);

 

- повысить оперативность и качество принимаемых решений, сократить издержки на госуправление за счет создания и функционирования соответствующих информационно-аналитических систем;

 

- исключить дублирование информационных систем и ресурсов на уровне отдельных госорганов и другое.

 

 

Беседовал и записал Маъруф УСМАНОВ.

 

Публикации по теме:

 

Перспективы развития электронного правительства в Узбекистане

 

Современные технологии на службе электронного правительства

 

Проекты НПА на Едином портале: база данных «Электронного правительства»

 

 

* размещен на сайте www.norma.uz.

 

1«О мерах по дальнейшему развитию правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет» (от 17.12.2007 г. № 259) и «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Правительственного портала в сети Интернет с учетом предоставления интерактивных государственных услуг» (от 30.12.2012 г. № 378). 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1545