Пояснения Насимжона АЛИМОВА, члена Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам по законопроекту «Об инвестиционных и паевых фондах»*
Законопроект «Об инвестиционных и паевых фондах» призван стимулировать создание в стране целостной системы коллективного инвестирования путем мобилизации свободных средств населения и направление их на финансирование различных сфер национальной экономики. Этот законопроект также направлен на восполнение правовых пробелов, разрешения возникающих в ходе формирования инвестиционных и паевых фондах проблемы.
Об этом говорили на семинаре, организованном нашим комитетом, заместитель председателя Государственного комитета Узбекистана по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции А. Химматов, директор Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг Б.Отахонов, депутаты нижней палаты парламента, ученые и специалисты.
Если сделать краткий экскурс в современную экономическую историю Узбекистана, то можно заметить, что создание и развитие в стране института коллективного инвестирования изначально было связано с процессом приватизации. В тот период в целях широкого вовлечения населения в процесс акционирования государственных предприятий, развития рынка ценных бумаг с созданием сети инвестиционных фондов, направленных на обеспечение устойчивой доходности акций, было принято Постановление Правительства «О мерах по организации деятельности инвестиционных фондов» от 18 июня 1996 года №220. А инвестиционные фонды осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» и Постановлением Правительства «О мерах по совершенствованию деятельности инвестиционных и приватизационных инвестиционных фондов» от 25.09.1998 г. №410.
Под инвестиционными и паевыми фондами мы подразумеваем механизм, при помощи которого частные лица передают денежные средства и иные активы в управление профессиональным управляющим компаниям. Вложения инвесторов формируют единый портфель, в котором каждый инвестор владеет долей, пропорциональной его инвестициям.
Анализ зарубежной практики показывает, что такого рода фонды получили широкое распространение в таких государствах, как США, Великобритания, Франция, Япония и Республика Корея.
Необходимо отметить, что в действующем национальном законодательстве отсутствует само определение «паевой фонд» и порядок его создания. В этой связи огромный инвестиционный потенциал института паевых фондов в нашей стране до сих пор не задействован. Поэтому в данном сегменте экономики, а также в целях более эффективного выполнения фондовым рынком таких функций как обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики, предоставления широким слоям инвесторов и населения доступа к рынку капитала, альтернативных возможностей для формирования сбережений и их преумножения, в разработанном законопроекте даются дефиниции:
- основных принципов создания инвестиционных и паевых фондов;
- прав и обязанностей их участников;
- уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности фондов;
- ограничений деятельности паевых фондов по числу участников и срокам их деятельности;
- механизмов контроля за обоснованностью декларируемых целей создания паевых фондов и целевым расходованием привлекаемых фондом средств.
В ходе живой дискуссии члены и эксперты нашего Комитета получили наиболее полные ответы по интересующим проблемам в этой сфере от присутствовавших на семинаре представителей профильных министерств и ведомств, а также были высказаны конкретные замечания и предложения, учет которых позволит дополнить и усовершенствовать законопроект.
В работе семинара помимо парламентариев приняли участие представители министерств и ведомств, профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе инвестиционных фондов, а также специалисты, ученые, эксперты и СМИ.
Беседовал Маъруф Усманов
*размещен на сайте www.norma.uz