Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzОтмена льгот по НДС: ответы на 3 часто задаваемых вопроса Как определить доход от реализации в отдельных случаях Как выплачивать материальную помощь Как выплачивать материальную помощь

Система эффективного государственного управления должна обладать четкими целями

01.04.2014

 

Пояснения Насимжона АЛИМОВА, члена Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам (фракция УзЛиДеП) по принятому в третьем чтении в нижней палате Закону «Об управлении государственным имуществом»:


 

– Прежде всего, надо сказать о том, что преследуемая цель законопроекта – дальнейшее развитие законодательства в сфере управления государственным имуществом, направленное на эффективное управление государственной собственностью, как внутри страны, так и за ее пределами.

 

Позиция УзЛиДеП позволяет судить о том, что состояние нынешнего этапа реформирования экономики, протекающего в условиях объективной необходимости дальнейшей реализации мер по укреплению института частной собственности и повышению роли частного сектора в национальной экономике, свидетельствует о настоятельной потребности создания стройной, экономически выверенной эффективной системы управления госимуществом.

 

Необходимо отметить, что предметом правового регулирования в данном случае являются непосредственные отношения, складывающиеся между определенными субъектами в связи с осуществлением в необходимом формате (стратегическом и тактическом) и объеме деятельности по управлению госимуществом, а, значит, и функционирование государственного сектора экономики.

 

Сначала остановимся на том, что имеется на сегодняшний день в этом аспекте.

 

Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы управления госимуществом, – Конституция, кодексы Республики Узбекистан (Гражданский, Земельный, Налоговый, Жилищный), законы «О собственности в Республике Узбекистан», «О государственной власти на местах», «Об аренде» и актами законодательства. При этом:

 

Гражданский кодекс Республики Узбекистан дает определения видов имущества и условия приобретения и прекращения прав на него;

 

Земельный, Налоговый, Жилищный кодексы Республики Узбекистан содержат дефиниции имущественных отношений, связанных с землей, налоговыми обязательствами собственников имущества, прав собственности, владения и пользования жилищным фондом;

 

законы Республики Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан»,
«О государственной власти на местах», «Об аренде» определяют особенности владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, защиту прав собственников имущества и его владельцев.

 

Однако эти нормативно-правовые акты, к сожалению, не учитывают темпов государственного строительства и развития рыночных отношений в Узбекистане, не охватывают всех аспектов регулирования, не всегда являются вполне однозначными, допуская различные толкования.

 

Национальным законодательством госсобственность определена, как публичная, направленная на обеспечение общественных потребностей. Но не установлены конкретные и единые нормы, гарантирующие ее сохранность, эффективное формирование, распоряжение, а также регламентирующие условия и порядок приобретения государством частного имущества для обеспечения суверенитета, безопасности и обороноспособности страны.

 

Несмотря на то, что Кабинетом Министров реализуются программы приватизации госсобственности, направленные на сокращение госсектора экономики, имеют место ряд существенных проблем в области управления госимуществом, требующих принятия кардинальных мер для их решения посредством совершенствования нормативной базы и обеспечения ее четкого правоприменения. Нужно уходить от сложившегося у преобладающего большинства субъектов госсобственности неверного стереотипа о целях сохранения того или иного имущества в госсобственности, а также долевого участия государства в хозяйственных обществах, что ведет к необоснованному сдерживанию возрастания роли и значения частного сектора в национальной экономике. Серьезным упущением в системе управления государственными долями в уставных фондах хозяйственных обществах остается неэффективный менеджмент предприятий, а также слабый мониторинг государственных поверенных в связи с высокой степенью занятости назначенных представителей государства по их основному роду деятельности.

 

Почему нужен такой законопроект?

 

Причин этому достаточно много. Прежде всего, в правовой базе Республики Узбекистан нет специального закона, который имеется в ближнем (России, Казахстане, Грузии и др.) и дальнем зарубежье (Франции, Испании и т.д.), и регламентирующего:

 

основные понятия (цели, задачи и принципы) управления государственным имуществом;

 

состав и виды госимущества, необходимого для обеспечения деятельности и полномочий органов госуправления;

 

специфику учета и управления (владения, пользования и распоряжения) государственным имуществом, в том числе госпредприятиями и учреждениями, государственными долями в хозяйственных структурах (обществах и органах управления);

 

особенности участия Республики Узбекистан и административно-территориальных образований в гражданских правоотношениях, связанных с осуществлением права собственности на госимущество;

 

правовые основы формирования, перераспределения, отчуждения госимущества и возврата его в госсобственность;

 

условия, требования к использованию и обеспечению сохранности госимущества, а также контроль за деятельностью лиц, имеющих полномочия по его управлению и распоряжению;

 

нормы обеспечения и защиты, восстановления прав и интересов государства, как собственника имущества.

 

Помимо этого, имеет место пробел в организации системы управления госсобственностью, выражающийся в недостаточном правовом регулировании вопросов необходимости сохранения конкретного объекта в госсобственности, управления госимуществом, переданным в оперативное управление государственным предприятиям, учреждениям, органам госуправления, а также в пользование хозсубъектам.

 

Необходимо отметить и отсутствие четких требований к механизму управления имуществом, находящимся за рубежом, правам государства в хозяйственных обществах, органах хозуправления, а также правовой классификации и учету госимущества.

 

В национальном законодательстве ясно прописано, что субъектом госсобственности в стране является народ Узбекистана, а реализацию права собственности от имени народа осуществляют Олий Мажлис, Президент Республики Узбекистан и уполномоченные ими госорганы, деятельность и соответствующие задачи и функции которых по управлению и использованию государственного имущества четко не определены.

 

И как следствие, разобщенность и пробелы законодательных норм, нечеткое разделение полномочий и ответственности ведут к проявлению негативных факторов, основные из которых – отсутствие сформулированных на уровне единого законодательного акта основных целей, задач, приоритетов и принципов государственной политики в сфере управления госимуществом, а также конкретных стандартов и критериев оценки эффективности его управления.

 

Говоря о содержании законопроекта, нужно отметить, что:

 

потребовались предварительные дефиниции его основных положений, сформулированных в ходе анализа национального законодательства и правоприменения по вопросам управления госимуществом;

 

законопроект направлен на построение системы управления госимуществом с момента приобретения государством имущественных прав до момента их прекращения. Законопроект также предусматривает разграничение компетенции госорганов, управляющих госимуществом, и повышение их ответственности за проведение экономической политики государства в сфере управления госимуществом;

 

устанавливаются правовые основы корпоративного управления госпакетами акций (долями), четкого взаимодействия субъектов госсобственности и их ответственности за обеспечение эффективной работы по обеспечению сохранности и эффективного использования, а в необходимых случаях – возврата госимущества.

 

Преимущества принятия данного законопроекта:

 

во-первых, Закон «Об управлении государственным имуществом» в предлагаемом формате устранит пробелы и коллизии в законодательстве, разовьет и укрепит правовые основы в сфере управления госимуществом посредством закрепления на уровне специального Закона прямого действия основных целей, задач, принципов и механизмов эффективного управления госимуществом. Очень важно, что для этого не потребуется материальных затрат, не предусматривается сокращения доходов или увеличения расходов государства, а также изменений по статьям Госбюджета;

 

во-вторых, на его основе Правительством Республики Узбекистан регулярно будут приниматься программы управления объектами госимущества стратегического значения на среднесрочный период и/или перспективу, в которых будут устанавливаться приоритеты по отдельным объектам госимущества, задачи и пути для их достижения;

 

в-третьих, будет создана целостная система управления различными объектами госсобственности, произойдет оптимизация ее состава и структуры в целом ряде отраслей.

 

И, кроме того, реализуется Распоряжение Президента Республики Узбекистан
«О мерах по реализации приоритетных направлений Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики» (от 14.01.2011г. № Р-3557) в части продолжения проводимых в Узбекистане преобразований по отказу от осуществления государством несвойственных или излишних полномочий и видов деятельности, с сохранением за ним (государством) имущества исключительно необходимого для удовлетворения основных потребностей, интересов населения и охраны здоровья, обеспечения общественного порядка, безопасности и территориальной целостности страны.