О сути и значении принятого 14 мая 2014 года Закона «О профилактике правонарушений» (№ ЗРУ-371) с членами Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Алимжоном АКИЛОВЫМ и Полянте СВЕШНИКОВЫМ побеседовал наш главный консультант Маъруф УСМАНОВ.
М.Усманов (М.У.): Чем обусловлено принятие данного закона?
А.Акилов (А.А.): В Узбекистане проводится последовательная работа по совершенствованию правовых инструментов, обеспечивающих общественный порядок. Реформируется система профилактики правонарушений, которая является составной частью развития и демократизации общества, обеспечения верховенства закона. Укрепляются и механизмы защиты прав и интересов граждан от преступных посягательств. Особое внимание уделяется обеспечению надлежащего режима законности и формированию законопослушного населения как важным направлениям повышения правовой культуры и сознания граждан, созданию всех необходимых условий для спокойной и безопасной жизни всех граждан страны. Цель данного Закона – повысить эффективность взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, в том числе правоохранительных структур, обеспечить координацию их деятельности, системность и упорядочение предпринимаемых мер, а также унифицировать многочисленные правовые нормы, регламентирующие вопросы профилактики правонарушений.
М.У.: На что депутаты обращали особое внимание при подготовке законопроекта?
А.А.: При разработке законопроекта был проведен анализ действующего законодательства и правоприменительной практики, который показал, что за прошедший период в стране сформирована нормативно-правовая база в сфере профилактики правонарушений, укрепления правопорядка на местах, создана многоуровневая система охраны общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан. В частности, в опорных пунктах органов внутренних дел совместно с инспекторами профилактики работают представители органов местного самоуправления граждан, в том числе «посбоны» общественных формирований «Махалля посбони», консультанты по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, а также комиссии по примирению, которые обеспечивают профилактику правонарушений на конкретной территории.
Вместе с тем, проведенный анализ показал, что сегодня вопросы профилактики правонарушений регламентируются различными законами, множеством других нормативных документов, в том числе ведомственными актами. На практике это создает сложности в единообразном применении их норм, нередко приводит к различному их толкованию, дублированию функций соответствующих органов и другим проблемам. Кроме того, в действующем законодательстве недостаточно регламентированы вопросы ведения учета совершенных правонарушений, не определена конкретная роль соответствующих органов и учреждений в процессе предупреждения правонарушений, отсутствует правовой механизм координации их деятельности.
Наличие обозначенных проблем в действующих актах законодательства и правоприменительной практике породило необходимость разработки проекта и принятия Закона «О профилактике правонарушений».
М.У.: Был ли учтен зарубежный опыт при подготовке данного законопроекта?
П.Свешников (П.С.): При подготовке законопроекта, конечно же, был изучен зарубежный опыт законодательного регулирования данной сферы. Стоит отметить, что в ряде стран вопросы предотвращения правонарушений, как правило, регламентированы единым законодательным актом, которым на системной основе регулируются все аспекты деятельности в данной сфере.
Существенно и то, что по законопроекту были получены положительные отзывы от соответствующих министерств и ведомств, в том числе правоохранительных органов Республики Узбекистан, институтов гражданского общества.
Законопроект обсуждался во фракциях всех политических партий в Законодательной палате, а также депутатской группе от Экологического движения Узбекистана на основе высказанных в ходе фракционных обсуждений предложений и рекомендаций.
Новые нормы сопоставлены с законодательством развитых стран и усовершенствованы в соответствии с требованиями других законов, указов и постановлений главы государства и правительства в этой области, а также на основе высказанных в ходе фракционных обсуждений предложений и рекомендаций.
М.У.:В чем заключаются основные нововведения?
П.С.: Их несколько.
Во-первых, Законом предусмотрена система мер профилактики правонарушений, включающих общую, специальную, индивидуальную и виктимологическую профилактику правонарушений (правоохранительная практика в области защиты жертв преступлений). В законопроекте конкретно и подробно раскрыты понятия и механизмы всех профилактических мер.
Во-вторых, Закон четко определил органы и учреждения, которые будут непосредственно осуществлять профилактику правонарушений, конкретизировал основные направления их деятельности и полномочия.
В-третьих, в Законе особое место уделено полномочиям органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций (ННО), других институтов гражданского общества, а также граждан в области профилактики правонарушений, в том числе путем оказания содействия и необходимой помощи органам и учреждениям, непосредственно осуществляющим профилактику правонарушений, в первую очередь в молодежной среде.
Эти нововведения, по нашему глубокому убеждению, безусловно, окажут положительное воздействие, с одной стороны, на общее состояние борьбы с преступностью и правонарушениями, эффективность функционирования системы профилактики правонарушений. С другой стороны – отразятся на воспитании граждан нашей страны в духе уважения к законам, повышении уровня законопослушного населения и правовой культуры деятельности органов правопорядка как основных условий построения демократического правового государства.