Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

В международных договорах - интересы нашего народа

14.11.2014

Мнение заведующего кафедрой ЮНЕСКО международного права и прав человека Университета мировой экономики и дипломатии Абдулхая МУМИНОВА, общественного эксперта «Norma», о принимаемом Законе «О денонсации международных договоров».

 

 

 В повестку дня XVI сессии Сената Олий Мажлиса внесен вопрос о принятии важного для внешнеполитических отношений нашей страны Закона «О денонсации международных договоров».

 

Денонсация - это распространенный способ прекращения действия двустороннего международного договора или выхода из многостороннего международного договора, выражающийся в уведомлении участника/ов о расторжении договора в порядке и сроки, предусмотренные в таком договоре. Если договор не предусматривает денонсации и не установлено намерение его участника/ов допустить такую возможность, то договор не может быть денонсирован. Обычным условием денонсации является предварительное уведомление сторон/ы договора о намерении одного из участников прекратить его действие или выйти из него, а несоблюдение ее порядка приведет к возможности признания ее недействительной. Установленные принципы денонсации содержатся в Венской конвенции о праве международных договоров (1969года).


 Согласно международному праву процесс денонсации осуществляется компетентным органом государства, которому это право предоставлено национальным законодательством. В нашем случае – это парламент и в Основном Законе Узбекистана статьей 78 определено, что к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса относятся и ратификация и денонсация международных договоров. Закон «О международных договорах Республики Узбекистан»* от 22.12.1995 года № 172-I в главе V «Недействительность, прекращение, денонсация и приостановление действия международных договоров», определяет полномочия госорганов и саму процедуру денонсации международных договоров.

 

 В частности, целесообразность прекращения, денонсации или приостановлении действия международных договоров, заключенных от имени Узбекистана и от Правительства страны вносятся внешнеполитическим ведомством самостоятельно либо по согласованию с другими министерствами и ведомствами соответственно главе государства или правительству страны.

 

Мы являемся свидетелями того, как год от года развиваются межгосударственные отношения в сфере политики, экономики и гуманитарных вопросов нашей страны и зарубежных государств, наши граждане имеют все больше контактов в области бизнеса, туризма, социальных и семейных отношений. Понимание того, что интересы узбекского народа должны лежать в основе целесообразности заключения международных договоров, а также их отмены, прекращения, приостановления или денонсации пришло уже в первые годы независимого существования нашего государства.

 

В плане законодательной техники наши парламентарии посчитали, что Закон «О международных договорах Республики Узбекистан» перегружен вышеперечисленными нормами, связанными с прекращением деятельности этих договоров, и целесообразно принять самостоятельный законодательный акт (Закон «О денонсации международных договоров»), регулирующий и осуществляющий дефиниции проведения процедуры денонсации.

 

* подробную и иную необходимую информацию можно найти в программных продуктах «Norma»: Законодательство Республики Узбекистан и др., а так же ознакомиться с интересными примерами, связанные с тематикой международных права и отношений в соответствующих разделах Справочной службы "Мы отвечаем!"  

 

Беседовал М. Усманов.