Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Выборы: справедливо, гласно и открыто

18.07.2014

 

Пояснения члена Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по законодательству и судебно-правовым вопросам Полянте СВЕШНИКОВА к рассмотренному в первом чтении проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства»:

 

- Прежде всего, необходимо отметить, что данный законопроект инициирован группой парламентариев, в том числе и членами нашей фракции УзЛиДеП, исходя из Концепции главы государства и последними изменениями в Основной Закон страны. Его активная подготовка и бурное обсуждение проходило не только в депутатской среде, но и с участием членов Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (ЦИК) и территориальных избирательных комиссий, специалистов причастных министерств-ведомств, представителей политических сил и гражданского общества.

 

В случае принятия данного закона, будут внесены правовые новеллы в Закон «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», Бюджетный кодекс (далее - БК) и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (далее - КоАО), обеспечивающие демократичность формирования ЦИК, определяющие основные принципы ее деятельности, укрепляющие ее независимость, в том числе финансовую, а также устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере законодательства о выборах и референдуме.

 

Если говорить подробно, то первая глава законопроекта «Дальнейшее расширение полномочий, укрепление гарантий независимости Центральной избирательной комиссии» раскрывает суть и содержание следующих основных принципов деятельности ЦИК - независимость, законность, коллегиальность, гласность, справедливость:

 

принцип независимости предполагает осуществление деятельности ЦИК вне влияния и воздействия различных государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, не допускает вмешательства в ее деятельность, влечет за собой ответственность в соответствии с законом;

 

принцип гласности представляет собой открытое проведение заседаний ЦИК, в том числе путем участия в них представителей гражданского общества (политических партий, СМИ и пр.), наблюдателей от других государств, международных организаций и движений.

 

Исключается норма, предусматривающая прекращение Олий Мажлисом Республики Узбекистан полномочий ЦИК, одновременно сохраняя действующий порядок прекращения парламентом полномочий членов ЦИК, что будет содействовать дальнейшему укреплению гарантии деятельности и независимости ЦИК.

 

Устанавливаются следующие требования к кандидатам на должность члена ЦИК: гражданство Республики Узбекистан; ценз оседлости - не менее 5 последних лет; возрастной ценз – не моложе 25 лет; наличие высшего образования, опыт работы в организации и проведении выборов, референдума; обладание авторитетом среди общественности.

 

Одновременно вводится  дефиниция категорий лиц, которые не могут быть членами ЦИК: имеющие непогашенную или неснятую судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; военнослужащие Вооруженных Сил, сотрудники СНБ, других военизированных формирований; профессиональные служители религиозных конфессий.

 

Несомненно, повышение квалификационных критериев позволит обеспечить избрание наиболее достойных людей, пользующихся общественным авторитетом.

 

Закрепляется однозначный запрет для членов ЦИК на занятие иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и педагогической.

 

Предлагается ввести порядок выдачи удостоверения члена ЦИК (статья 41). При этом предусматривается, что удостоверения Председателя ЦИК и его заместителя подписываются Президентом Республики Узбекистан, а удостоверения других членов ЦИК - Председателем Сената по согласованию со Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Устанавливаемый порядок вручения удостоверений Председателю ЦИК, его заместителю и членам ЦИК вводится с учетом сложившейся практики,  придания ЦИК статуса конституционного органа, а также создания необходимых организационно-правовых гарантий в реализации ЦИК своих полномочий.

 

Расширяются  полномочия ЦИК и ее председателя (статья 5 и 6). При этом предусматривается введение следующих новых полномочий ЦИК:

 

распределение средств для финансирования участия политических партий в выборах;

 

осуществление международного сотрудничества (организация встреч с представителями иностранных государств и международных организаций, заключение соглашений, меморандумов о сотрудничестве, участие в наблюдении за выборами в зарубежных странах, в том числе в составе миссий международных организаций, приглашение международных организаций, избирательных органов зарубежных стран для наблюдения за выборами в стране, проведение аккредитации внешних наблюдателей);

 

укрепление и развитие связей с общественностью и СМИ.

 

 

Во второй главе «Укрепление правовых основ финансирования деятельности ЦИК» вносятся изменения в статью 70 («Расходы республиканского бюджета») БК и статью 15 («Финансирование ЦИК») Закона Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», закрепляющие положение о том, что «финансирование ЦИК предусматривается в Государственном бюджете отдельной строкой».

 

Кроме этого в эту же статью предлагается внести изменение, предусматривающее что, из Республиканского бюджета осуществляются и расходы ЦИК по подготовке и проведению выборов и референдумов, включая финансирование участия политических партий в выборах, окружных и участковых избирательных комиссий. Это соотносится с  конституционным  статусом ЦИК в целях укрепления ее финансовой независимости при подготовке и проведении выборов за счет средств Госбюджета Республики  Узбекистан.

 

 

Третья глава устанавливает «Введение административной ответственности за нарушение избирательного законодательства».

 

В настоящее время предусматривается только уголовная ответственность за нарушение законодательства об организации, проведении выборов или референдума и воспрепятствование осуществлению избирательного права или полномочий доверенных лиц. Между тем, в КоАО нет норм, устанавливающих ответственность за отдельные нарушения выборных законов. Именно поэтому в КоАО предлагаются ввести нормы об ответственности за следующие правонарушения:

 

незаконное вмешательство в деятельность ЦИК и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума;

 

неисполнение решений ЦИК и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума;

 

нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии;

 

нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации, в т.ч.  по вопросам, вынесенным на референдум;

 

распространение заведомо ложных (компрометирующих) сведений о кандидатах, политических партиях;

 

умышленное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов в ходе подготовки и проведения выборов или референдума;

 

нарушение порядка финансирования выборов или референдума;

 

нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума (экзит-полы).

 

По нашему глубокому убеждению, принятие данного закона с указанными дефинициями и включениями позволит реализовать избранный Узбекистаном курс на дальнейшую демократизацию, выражающийся в наиболее полном обеспечении принципа свободы выбора, транспарентности выборных процессов, реальной независимости ЦИК.

 

Записал Маъруф Усманов

 

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1453