Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Юридическим лицам определят порядок обращения в госорганы

04.11.2014

Рассматриваемый проект Закона «Об обращениях физических и юридических лиц»* предусматривает обеспечение равных возможностей

 

Сегодня порядок рассмотрения государственными органами обращений граждан регулируется нормами Закона «Об обращениях граждан». Но предметом правового регулирования этого Закона являются только обращения граждан, тогда как рассмотрение обращений юридических лиц в госорганы им не охватывается. Вопросы рассмотрения обращений юрлиц в той или иной мере регулируются различными нормативно-правовыми актами: законами «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О прокуратуре», Положением о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Правительства страны от 21.05. 2010 г. № 98 и прочими.

 

 

- Указанными нормативно-правовыми актами не решены многие аспекты рассмотрения и разрешения обращений юрлиц государственными органами и иными организациями, - говорит Насимжон АЛИМОВ, член фракции УзЛиДеп в Законодательной палате Олий Мажлиса. - В частности:

 

- отсутствуют дефиниция возможности юридических лиц, их полномочных представителей обращаться с устными обращениями, а также механизм осуществления регистрации и рассмотрение подобных обращений;

 

- имеется правовой пробел в установлении ответственности за нарушения, допускаемые должностными лицами госорганов и иных организаций при рассмотрении обращений юрлиц, что создает условия для различных нарушений требований законодательства в данной сфере. В частности, статья 43 («Нарушение законодательства об обращениях граждан») Кодекса об административной ответственности и статья 144 («Нарушение законодательства об обращениях граждан») Уголовного кодекса не охватывают деяния, связанные с обращениями юридических лиц.

 

Однако, наряду с физическими (гражданами), со стороны юридических лиц наблюдается активное использование института обращения в госорганы и иные организации для защиты своих конституционных прав и свобод, свидетельствующее об актуальности соответствующего правового регулирования этой проблемы. Из-за недостаточной разработанности правовых механизмов и инструментов рассмотрения госорганами обращений юрлиц, а также наличия правового пробела в регулировании правоотношений, возникающих в данной сфере, создаются правовые коллизии и условия для нарушений при рассмотрении таких обращений. А в итоге усложняется и затрудняется оперативное и эффективное восстановление нарушенных прав и законных интересов юрлиц, обращающихся в госорганы и иные организации за обеспечением их защиты.

 

Анализ международной и зарубежной практики показал, что в странах СНГ, Евросоюза, Северной Америки, Норвегии и других приняты специальные законы, регулирующие вопросы рассмотрения госорганами и иными организациями обращений как физических, так и юридических лиц. Так, в Канаде действует национальный закон «О специальных полномочиях юридических лиц Квебека (Канада)», в Белоруссии – «Об обращениях граждан и юридических лиц», в Казахстане – «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».


Некоторыми странами решение данной проблемы обеспечивается в рамках принятия законодательных актов в сфере административных процедур, в которых регулируется рассмотрение обращений не только граждан, но также юридических и других категорий лиц. В частности, в Германии и Швейцарии действует закон «Об административных процедурах», в Азербайджане – Закон «Об административном производстве», в Армении – Закон «Об основах административной деятельности и административном производстве».В указанных законодательных актах содержаться четко прописанные процедуры подачи и рассмотрения госорганами и иными организациями обращений юридических лиц, виды обращений, сроки и особенности их рассмотрения.


Поэтому необходимо принятие национального закона по регулированию общественных отношений, связанных с рассмотрением обращений юрлиц, установление ответственности за нарушения в данной сфере, а также дальнейшее совершенствование порядка обращений граждан в госорганы.

 

- Остановимся подробнее на содержании законопроекта, - продолжает Полянте СВЕШНИКОВ, член фракции УзЛиДеп в Законодательной палате. - В статье 1 определено, что предметом правового регулирования становятся отношения в области обращений физических и юридических лиц в госорганы, в том числе в органы хозяйственного управления, госучреждения, органы самоуправления граждан, а также организации (лица), уполномоченные в соответствии с их компетенцией рассматривать и принимать решения по обращениям.

 

В законопроекте содержатся положения, отграничивающие правоотношения, связанные с обращениями, которые регулируются нормами законодательства об административной ответственности, уголовно-процессуального, гражданского процессуально, хозяйственного процессуального и иного законодательства Узбекистана.

 

Исключительно важной новеллой законопроекта стало правовое закрепление «электронного обращения», переданного с помощью ИКТ.

 

В ныне действующем Законе «Об обращениях граждан» полностью не охватывается некоторые так называемые подвиды обращений или отдельные обращения, с рассмотрением которых сталкиваются госорганы и иные организации на практике (повторные, дубликаты и дополнительные обращения и пр.). Отсутствие четкого определения указанных обращений и порядка их рассмотрения приводит к возникновению различной практики в делопроизводства госорганов и иных организаций. Предлагаемые дополнения направлены на восполнение имеющегося пробела в определении правового статуса указанных обращений, а также предусматривают отдельный порядок их рассмотрения.

 

С учетом определения наряду с физическими лицами, также юридических лиц пересмотрены требования к обращениям и реквизитам, указываемых в обращениях.

 

Помимо этого, введена дефиниция порядка исчисления сроков, связанных
с рассмотрением обращений, с целью исключения формирования разнообразной практики.

 

В главе 4 законопроекта изложены нормы, регламентирующие права физических (граждан, лиц без гражданства, иностранцев), юридических лиц, а также обязанности госорганов и иных организаций при рассмотрении обращений.

 

Появилась совершенно новая норма, предусматривающая правовое регулирование возможности физических и юридических лиц на отзыв своего обращения и процедуру реализации данного полномочия на практике, а также обязанности госоргана и иной организации в такой ситуации.

 

Уверены, что в случае принятия верхней палатой Олий Мажлиса законопроекта в указанном формате все виды и типы обращений как физических, так и юридических лиц будут своевременно рассматриваться и поднимаемые в них вопросы и проблемы в полной мере разрешаться.

 

Записал Маъруф Усманов.

 

 

* размещен на сайте www.norma.uz

 

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1485