Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон Республики Узбекистан

08.07.2013

Проект

 

 

Об обращениях физических и юридических лиц

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. 

Цель настоящего Закона 

Настоящий Закон регулирует отношения в области обращений физических
и юридических лиц (далее – обращения) в государственные органы, в том числе
в органы хозяйственного управления, государственные учреждения, органы самоуправления граждан, а также организации (лица), уполномоченные
рассматривать и принимать решения по обращениям (далее – государственные органы и иные организации).

 

Статья 2. 

Законодательство об обращениях 

Законодательство об обращениях состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Действие настоящего Закона не распространяется на:

обращения, порядок рассмотрения которых установлен законодательством
об административной ответственности, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным и иными актами законодательства;

на переписку государственных органов, а также их структурных подразделений.

 

Статья 3. 

Право на обращения 

Физические и юридические лица Республики Узбекистан имеют право обращаться в государственные органы и иные организации.

Осуществление права на обращения не должно нарушать права, свободы
и законные интересы других лиц, общества и государства.

Физические и юридические лица иностранных государств, лица
без гражданства имеют право обращаться в государственные органы Республики Узбекистан и иные организации в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 4. 

Формы обращений  

Обращения вносятся в устной либо письменной форме, в том числе
в электронной форме в порядке, установленном законодательством.

Обращения имеют равное значение.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными.

 

Статья 5. 

Виды обращений  

Обращения могут быть в виде заявлений, предложений, жалоб.

Заявление – обращение с просьбой об оказании содействия в реализации прав, свобод и законных интересов.

Предложение – обращение, содержащее рекомендации по совершенствованию государственной и общественной деятельности.

Жалоба – обращение с требованием о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов.

 

Статья 6. 

Требования, предъявляемые к обращениям  

В обращениях физических лиц должны быть указаны фамилия (имя, отчество), сведения о месте их жительства, изложена суть обращения.

В обращениях юридических лиц должны быть указаны полное фирменное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе), изложена суть обращения.

Письменные обращения (электронные обращения) должны быть закреплены подписью (электронной цифровой подписью) обращающегося – физического лица или подписью (электронной цифровой подписью) руководителя (уполномоченного лица) обращающегося –  юридического лица. В случае невозможности закрепления письменного обращения личной подписью, оно должно быть закреплено подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества.

Письменные обращения, в которых не указаны фамилия (имя, отчество) физического лица, сведения о месте его жительства, полное фирменное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе) либо указаны ложные сведения о них, а также не закрепленные подписью (электронной цифровой подписью) считаются анонимными.

К обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

Электронные обращения должны отвечать требованиям законов Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи».

 

Статья 7. 

Обращения, поступающие из средств массовой информации  

Обращения, поступившие в государственные органы и иные организации
из редакций средств массовой информации, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.

Обращения, направленные в средства массовой информации, могут использоваться для изучения и отражения общественного мнения в соответствии
с законодательством о средствах массовой информации.

 

Статья 8. 

Прием физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц  

В государственных органах и иных организациях организуется прием физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц. Прием физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц осуществляется руководителем либо иным должностным лицом. Для этого
в государственных органах и иных организациях могут создаваться специальные структурные подразделения, определяются должностные лица, ответственные
за прием физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц.

Прием проводится в установленные дни и часы, в удобное для физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц время.

Графики приема, информация о времени, месте проведения личного приема
и предварительной записи на личный прием доводятся до сведения физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц путем публикации на официальных веб-сайтах, а также размещаются в общедоступных местах
на стендах либо информационных таблицах в административном здании государственных органов и иных организаций.

При устном обращении физическое лицо должно предъявить документ, удостоверяющий его личность, а его представитель – доверенность, оформленную в нотариальном порядке и являющейся действительной на момент обращения либо иной документ, подтверждающий его полномочия, а также документ, удостоверяющий его личность,

Представитель юридического лица должен предъявить уполномочивающий документ, заверенный руководителем юридического лица, либо доверенность, оформленную в порядке, установленном законодательством и являющейся действительной, на момент обращения, а также документ, удостоверяющий личность. Данные требования не распространяются на руководителей юридических лиц, предъявивших подтверждающие их статус документы.

В приеме физическому лицу и его представителю, представителю юридического лица может быть отказано, если их неоднократные обращения носят необоснованный, незаконный характер, либо по их предыдущему обращению аналогичного характера уже принято решение и об этом в установленном настоящим Законом порядке им сообщено.

Порядок приема физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц в государственных органах и иных организациях определяется их руководителями.

Руководители, должностные лица государственных органов, уполномоченные лица иных организаций, проводящие личный прием, не вправе отказать в личном приеме при обращении по любым вопросам, в том числе и не входящим
в их полномочия, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема,
не относится к компетенции государственного органа или иной организации,
где проводится личный прием, соответствующие должностные лица должны разъяснить обращающемуся, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.

В случае временного отсутствия в день личного приема руководителя государственного органа или иной организации личный прием проводит уполномоченное на это лицо.

В ходе личного приема по решению руководителя государственного органа или иной организации, и с согласия обращающегося, могут применяться специальные технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка).

Государственными органами и иными организациями могут быть организованы выездные личные приемы.

 

Статья 9. 

Делопроизводство по обращениям  

Делопроизводство по обращениям в государственных органах и иных организациях ведется в установленном законодательством порядке.

 

Глава 2. Принципы рассмотрения обращений

 

Статья 10. 

Добровольность при использовании права на обращения 

Право на обращения реализуется добровольно. Никто не может быть принужден участвовать в действиях в защиту какого-либо обращения либо против него.

 

Статья 11. 

Недопустимость дискриминации при использовании права на обращения 

Дискриминация при использовании права на обращения в зависимости
от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения физического лица, а также форм собственности, места нахождения, организационно-правовых форм и других обстоятельств юридических лиц запрещается.

 

Статья 12. 

Обязательность принятия и рассмотрения обращений 

Обращения подлежат обязательному принятию и рассмотрению,
за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Физические и юридические лица вправе обжаловать необоснованный отказ
в принятии и рассмотрении его обращения в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо непосредственно в суд.

 

Статья 13. 

Недопустимость разглашения сведений, ставших известными в связи с обращениями  

При рассмотрении обращений не допускается разглашение работниками государственных органов и иных организаций сведений о частной жизни физических лиц, деятельности юридических лиц без их согласия, а также сведений, составляющих государственную, коммерческую, банковскую либо иную, охраняемую законом, тайну, и другой информации, если это ущемляет права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц.

Не допускается выяснение данных о физическом и юридическом лице,
не относящихся к обращению.

По просьбе физического лица не подлежат разглашению какие-либо сведения о его личности.

 

Статья 14. 

Гарантии безопасности физических и юридических лиц в связи с их обращениями 

Запрещается преследование физических лиц и членов их семей, юридических лиц, а также их представителей в связи с обращениями в государственные органы
и иные организации в целях реализации или защиты своих прав, свобод и законных интересов.

 

Глава 3. Порядок подачи обращений и их рассмотрение 

 

Статья 15. 

Порядок подачи обращений 

Обращения подаются непосредственно государственному органу или
иной организации, в полномочия которых входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу.

Электронные обращения подаются в соответствии с требованиями законов Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи».

Физические и юридические лица вправе подать обращение самостоятельно,
а также уполномочить на это своего представителя либо направить обращение через средства связи. В интересах несовершеннолетних и недееспособных физических лиц обращения могут подаваться их представителями в порядке, предусмотренном законодательством.

К обращению могут прилагаться имеющиеся решения (или их копии), ранее принятые по нему, а также другие документы, необходимые для его рассмотрения. Данные документы, как правило, не подлежат возврату. Они направляются
в уполномоченный орган по подведомственности и могут быть выданы
по письменному запросу заявителя.

 

Статья 16. 

Сроки подачи обращений 

Сроки подачи обращений, как правило, не устанавливаются. В отдельных случаях может быть установлен срок подачи обращения в соответствующие государственные органы или иной организации, если это обусловлено возможностями органа (организации) по рассмотрению обращения, необходимостью своевременной реализации прав и свобод физических
и юридических лиц, обеспечением защиты их законных интересов, а также
по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Заявление или жалоба вышестоящему в порядке подчиненности органу (организации) может быть подана не позднее одного года с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия (бездействия) или принятии решения, нарушающих их права, свободы и законные интересы.

Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается государственным органом или иной организацией, рассматривающим заявление или жалобу.

 

Статья 17. 

Рассмотрение обращений 

Обращения, поступившие в государственный орган или иную организацию, рассматриваются этим органом или организацией, либо должностным лицом
на которое возложены обязанности по рассмотрению обращений.

Обращения, направленные в государственный орган или иную организацию,
в полномочия, которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок
не позднее пяти рабочих дней направляются соответствующим органам или организациям с сообщением об этом заявителю. Запрещается безосновательная передача обращения на рассмотрение другим государственным органам или направление его тем государственным органам, должностным лицам или иным организациям, решения или действия которых обжалуются. Если обращения
не содержат необходимые сведения для направления их в соответствующие органы или иные организации, то они в срок не позднее пяти рабочих дней возвращаются заявителю с мотивированным разъяснением.

В случае возникновения необходимости в дополнительных сведениях, справках и материалах для всестороннего и объективного рассмотрения обращения должностное лицо государственного органа или иной организации, рассматривающее это обращение, может дополнительно запросить информацию.

Государственные органы или иные организации, их должностные лица обязаны предоставить запрашиваемую информацию в течение десяти рабочих дней, если запрос не противоречит законодательству об охране государственной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законодательством тайны,
не наносит вреда служебной и другой информационной безопасности, не ущемляет права государственного органа или иной организации, их должностных лиц.

В необходимых случаях государственный орган или иная организация, рассматривающие обращение, может обеспечить его рассмотрение с выездом
на место.

В исключительных случаях, при невозможности рассмотрения обращения
в отсутствии обращающегося или другого лица, они могут быть вызваны должностным лицом государственного органа или иной организации. При этом неявка вызываемого лица без уважительных причин является основанием для прекращения производства по рассмотрению обращения.

Решения по обращениям подписывает руководитель или иное уполномоченное должностное лицо государственного органа или иной организации.

Если при решении вопросов, изложенных в обращении, возникнет необходимость проверки деятельности хозяйствующих субъектов, то она осуществляется в соответствии с законодательством.

Электронные обращения физических и юридических лиц, соответствующие требованиям законов Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи», подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.

Физические и юридические лица имеют право отозвать свои обращения
до и во время рассмотрения их по существу до принятия решения путем подачи соответствующего письменного заявления.

Подача заявления об отзыве обращения является основанием
для прекращения производства по рассмотрению обращения.

 

Статья 18. 

Особенности рассмотрения отдельных обращений

Дополнительными обращениями признаются обращения, включающие в себя дополнительные сведения к первоначальному обращению, которые по своему содержанию требуют рассмотрения.

Дополнительные обращения подлежат рассмотрению вместе
с первоначальными обращениями. Дополнительные обращения, поступившие после рассмотрения первоначального обращения, рассматриваются отдельно.

Повторными обращениями, признаются обращения, поступившие от одного
и того же физического или юридического лица, в которых обжалуется или иным образом выражается несогласие с решением принятым по предыдущим обращениям, а также сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если к моменту поступления повторного обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения.

В рассмотрении повторного обращения физического или юридического лица может быть отказано, если их неоднократные обращения носят необоснованный, незаконный характер, либо по их предыдущему обращению аналогичного характера уже принято решение и об этом в установленном настоящим Законом порядке им сообщено. При этом физическим или юридическим лицам письменно сообщается, что переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Анонимные обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат незамедлительному направлению в правоохранительные органы в соответствии
с их компетенцией.

Обращения, по своему содержанию не относящиеся к видам обращений, указанных в статье 5 настоящего Закона (благодарности, поздравления, сообщения и материалы, представленные в порядке информации), принимаются к сведению
и ответы на них, как правило, не направляются.

 

Статья 19. 

Оставление обращений без рассмотрения

Рассмотрению не подлежат:

анонимные обращения, за исключением случаев предусмотренных в части пятой статьи 18 настоящего Закона;

электронные обращения, не соответствующие требованиям законов Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи»;

дубликаты обращений.

Дубликатами обращений признаются копии предыдущих обращений или обращения одинакового содержания, повторно поступивших от одного и того же физического или юридического лица, либо через другой государственный орган или иную организацию.

Решение об оставлении обращений без рассмотрения или о прекращении производства по обращениям принимает руководитель или иное уполномоченное должностное лицо государственного органа или иной организации.

 

Статья 20. 

Сроки рассмотрения обращений 

Заявления или жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган или иную организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения, проверки и запроса дополнительных документов – не позднее пятнадцати дней.

Предложения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления
в государственный орган или иную организацию, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем письменно сообщается лицу, внесшему предложение, в десятидневный срок.

В тех случаях, когда для рассмотрения обращений необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения обращений могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа и иной организации,
но не более чем на один месяц, с сообщением об этом обращавшемуся лицу.

 

Глава 4. Права физических и юридических лиц и обязанности государственных органов и иных организаций при рассмотрении обращений 

 

Статья 21. 

Права физических лиц и их представителей, а также представителей юридических лиц при рассмотрении обращения 

При рассмотрении обращения государственными органами или иными организациями физическое лицо и его представитель, а также представитель юридического лица имеют право получать информацию о ходе рассмотрения обращения, письменно излагать доводы и давать объяснения, знакомиться
с материалами проверки обращения и с результатами рассмотрения, представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании из других органов и организаций, пользоваться услугами адвоката или своего представителя.

Должностные лица государственных органов и уполномоченные лица иных организаций, рассматривающие обращение, обязаны обеспечивать физическим лицам и их представителям, а также представителям юридических лиц возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права, свободы и законные интересы, в случае если это
не противоречит законодательству об охране государственной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законодательством тайны, не наносит вреда служебной и другой информационной безопасности, не ущемляет права государственного органа, должностного лица или иной организации.

 

Статья 22. 

Меры, принимаемые при рассмотрении обращений 

Государственные органы или иные организации при рассмотрении обращений обязаны незамедлительно принимать меры к пресечению незаконных действий (бездействия), в пределах полномочий выявлять причины и условия, способствовавшие нарушениям прав, свобод и законных интересов физических
и юридических лиц, пресекать в установленном порядке преследование физических лиц, их представителей и членов их семей, юридических лиц, а также их представителей в связи с их обращением.

 

Статья 23. 

Обязанности государственного органа и иных организаций, рассмотревших обращение 

Государственный орган и иная организация, рассмотревшие обращение (электронное), обязаны в письменной (в электронном виде отсканированной копии ответа) форме сообщить заявителю о результатах рассмотрения и существе принятого решения в срок не позднее пяти рабочих дней после рассмотрения обращения.

Письменные ответы на обращения, по возможности, излагаются на языке обращения, должны быть обоснованными и мотивированными (по мере необходимости со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.

Должностное лицо государственного органа или уполномоченное лицо иной организации, принявшее решение по обращению, обязано разъяснить порядок обжалования принятого решения, если физическое или юридическое лицо
не согласно с ним.

Государственный орган и иная организация, рассмотревшее обращение,
их должностные или уполномоченные лица обязаны контролировать исполнение решения, принятого по результатам рассмотрения обращения, а также принять меры к возмещению в установленном законом порядке ущерба или компенсации морального вреда, если он причинен в результате нарушения прав, свобод
и законных интересов физического или юридического лица.

 

 

Статья 24. 

Анализ работы с обращениями 

Государственные органы и иные организации, рассматривающие обращения, в установленном порядке обобщают и анализируют обращения с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также интересов общества и государства.

 

Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях 

 

Статья 25. 

Ответственность за нарушение законодательства об обращениях

Необоснованный отказ в принятии и рассмотрении обращений физических
и юридических лиц, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, не своевременное направление письменного ответа, принятие противоречащего закону решения, необеспечение восстановления нарушенных прав и исполнения принятого в связи с обращением решения, необоснованный отказ в предоставлении возможности ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц либо разглашение сведений о частной жизни физических лиц либо
о деятельности юридических лиц без их согласия, преследование физических лиц,
их представителей и членов их семей, юридических лиц, а также их представителей в связи с обращением, а также другие нарушения законодательства об обращениях влекут ответственность в соответствии с законом.

 

Статья 26. 

Возмещение ущерба физическому и юридическому лицу в связи с нарушением требований закона при рассмотрении их обращения

Ущерб, причиненный физическому или юридическому лицу в случае удовлетворения их обращения, может быть взыскан с принявшей незаконное решение государственного органа или иной организации в судебном порядке
по исковым требованиям заявителя или требованиям уполномоченного государственного органа в интересах заявителя. В судебном порядке может быть компенсирован также и моральный вред.

Средства, выплаченные государственным органом или иными организациями в возмещение ущерба физическому или юридическому лицу в связи с нарушением требований закона при рассмотрении его заявления или жалобы, могут быть взысканы с виновного должностного лица в регрессном порядке.

 

Статья 27. 

Ответственность за подачу обращения противоправного характера 

Подача обращения, содержащего клевету и оскорбления, влечет ответственность, установленную законом.

 

 

Статья 28. 

Возмещение расходов по проверке обращений, содержащих заведомо ложные сведения

Расходы, понесенные государственным органом или иной организацией
в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть изысканы с физического или юридического лица по решению суда.

 

Глава 6. Заключительные положения

 

Статья 29. 

Разрешение споров 

Споры о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в связи
с обращениями рассматриваются в судебном порядке.

 

Статья 30. 

Контроль за исполнением законодательства об обращениях

Контроль за исполнением законодательства об обращениях обеспечивают
в пределах своих полномочий государственные органы и иные организации.

 

Статья 31. 

Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1994 года № 1064–XII
«Об обращениях граждан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 5, ст. 140);

2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 6 мая
1994 года, № 1065–XII «О введении в действие закона Республики Узбекистан
«Об обращениях граждан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 5, ст. 141);

3) Закон Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 года № 446–II
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан
«Об обращениях граждан»» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 1, ст. 7).

 

Статья 32. 

Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления
их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 33. 

Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан



Комментарии (3)

Добавить комментарий

Гость_ :

2013-12-11 10:42:53

относятся ли к организациям (лицам),  уполномоченным рассматривать и принимать решения по обращениям (статья 1) частные предприятия, хозяйственные общества, товарищества, фермерские и дехканские хозяйства,негосударственные некоммерческие организации и подлежат ли ответственности руководители данных организаций за нарушение данного закона?
 
ч.2. ст. 4 необходимо изложить в следующей редакции "Все формы обращений имеют равные "

rimma.norma [админ]:

2013-12-11 14:05:45

Гость_
относятся ли к организациям (лицам),  уполномоченным рассматривать и принимать решения по обращениям (статья 1) частные предприятия, хозяйственные общества, товарищества, фермерские и дехканские хозяйства,негосударственные некоммерческие организации и подлежат ли ответственности руководители данных организаций за нарушение данного закона?
Данный закон, учитывая то что он принимается взамен утрачивающих силу нормативных актов об обращениях граждан, по всей видимости, регулирует порядок обращений в государственные органы. Что касается деятельности частных организаций, то обращения в них могут быть вызваны нарушением прав потребителя, поэтому такие обращения регулируются Законом "О защите прав потребителя", Законом "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов", где изложен порядок подачи претензий, кроме того особый порядок подачи претензий содержится в актах для транспортных перевозок и почтовых отправлений.

Гость_Портнова Юлия :

2015-04-05 06:51:48

Комментарий отклонен модератором как несоответствующий Правилам

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 786