Проект
Об экологическом контроле
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области экологического контроля.
Статья 2. Законодательство об экологическом контроле
Законодательство об экологическом контроле состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбеки¬стан установлены иные правила, чем те, которые преду¬смотрены законодательством Республики Узбекистан об экологическом контроле, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований природоохранного законодательства, повышение эффективности природоохранной деятельности и участие субъектов экологического контроля в разработке и реализации государственных программ в сфере охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях обеспечения охраны окружающей среды;
государственный экологический контроль – вид экологического контроля, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами, органами государственной власти на местах;
ведомственный экологический контроль – вид экологического контроля, осуществляемый органами государственного и хозяйственного управления в подведомственных организациях;
производственный экологический контроль – вид экологического контроля, осуществляемый юридическими лицами (хозяйствующим субъектом) в своей производственно-хозяйственной деятельности;
общественный экологический контроль – вид экологического контроля, осуществляемый институтами гражданского общества и гражданами.
Статья 4. Основные принципы экологического контроля
Основными принципами экологического контроля являются:
законность, объективность, независимость, гласность, защита прав и законных интересов юридических и физических лиц, невмешательство в финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, приоритет свое¬временного выявления причин и условий, которые могут повлечь нарушения требований природоохранного законодательства.
Статья 5. Основные задачи экологического контроля
Основными задачами экологического контроля являются:
предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований природоохранного законодательства;
наблюдение за состоянием окружающей среды, отслеживание ситуаций, которые могут приводить к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создающим угрозу жизни и здоровью граждан; проверка выполнения программ и отдельных мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
принятие мер по повышению ответственности лиц за нарушение требований природоохранного законодательства;
обеспечение органов государственной власти и управления, специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля, институтов гражданского общества, а также граждан информацией о состоянии и изменениях в окружающей среде, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов, влиянии факторов окружающей среды на здоровье граждан и принимаемых мерах по устранению последствий негативных процессов;
повышение эффективности природоохранной деятельности и активизация участия институтов гражданского общества и граждан в разработке и реализации государственных программ в сфере охраны окружающей среды.
Статья 6. Виды экологического контроля
Видами экологического контроля являются:
государственный экологический контроль;
ведомственный экологический контроль;
производственный экологический контроль;
общественный экологический контроль.
Статья 7. Объекты, подлежащие экологическому контролю
Объектами, подлежащими экологическому контролю, являются:
земля, ее недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир;
природные и антропогенные источники воздействия
на окружающую среду;
деятельность или действие (бездействие) юридических и физических лиц, которые могут привести к ухудшению состояния окружающей среды, истощению природных ресурсов, неблагоприятным условиям для проживания людей и ухудшению их здоровья.
Статья 8. Субъекты, осуществляющие экологический контроль
Субъектами, осуществляющими экологический контроль, являются:
специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах – в части государственного экологического контроля;
органы государственного и хозяйственного управления – в части ведомственного экологического контроля;
юридические лица (хозяйствующие субъекты) – в части производственного экологического контроля;
институты гражданского общества и граждане – в части общественного экологического контроля.
Глава 2. Регулирование и управление в области экологического контроля
Статья 9. Основные направления государственной политики в области экологического контроля
Основными направлениями государственной политики в области экологического контроля являются:
совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия институтов гражданского общества, а также граждан с органами государственной власти и управления в разработке и реализации программ в сфере охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, в обеспечении всестороннего их участия в системе обеспечения охраны окружающей среды, соблюдении прав каждого человека на доступ к экологиче¬ской информации;
обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья граждан;
защита национальных интересов путем предупреждения, предотвращения трансграничного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, а также принятия мер по ликвидации угрозы нанесения ущерба окружающей среде и здоровью граждан.
Статья 10. Управление и взаимодействие в области экологического контроля
Государственное управление в области экологиче¬ского контроля осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля, а также органами государственной власти на местах.
Институты гражданского общества и граждане для повышения эффективности системы обеспечения охраны
окружающей среды взаимодействуют с органами государственной власти и управления при осуществлении экологического контроля.
Статья 11. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области экологического контроля
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области экологического контроля, утверждает и реализует государственные программы в этой сфере;
утверждает Положение о государственном мониторинге окружающей среды, Типовое положение об организации и проведении экологического контроля, Типовое положение об экологической службе, Положение об общественном инспекторе экологического контроля;
развивает международные отношения в области экологического контроля.
Статья 12. Полномочия специально уполномоченных государственных органов и органов государственной власти на местах в области экологического контроля
Специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля являются:
Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан, Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственный комитет Республики Узбеки¬стан по геологии и минеральным ресурсам.
Специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля в пределах своих полномочий:
осуществляют государственный экологический контроль и межотраслевое управление в области охраны
окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов во взаимодействии с органами государственной власти и управления, а также с институтами гражданского общества и гражданами;
оказывают методическую помощь и содействие институтам гражданского общества и гражданам в осущест¬влении общественного экологического контроля;
обеспечивают создание эффективной системы наблюдения и раннего предупреждения, выявления чрезвычайных ситуаций, которые могут приводить к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, а также создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
разрабатывают нормативно-правовые акты, регламентирующие экологический контроль, и осуществляют конт¬роль за их исполнением;
разрабатывают Типовое положение об организации и проведении экологического контроля, Типовое положение об экологической службе совместно с другими субъектами, осуществляющими экологический контроль;
ведут государственный мониторинг окружающей среды;
осуществляют государственный экологический контроль в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности граждан, предотвращения вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
утверждают ведомственные акты, регулирующие деятельность подведомственных органов в области экологического контроля;
осуществляют государственный экологический контроль в области обеспечения радиационной безопасности, за геологическим изучением, использованием и
охраной недр, обращением с отходами и рекультивацией нарушенных земель;
осуществляют государственный экологический контроль за соблюдением установленного порядка охраны геологических и минералогических объектов, а также за охраной подземных вод от загрязнения и истощения;
выдают заключения и осуществляют государственный экологический контроль за выполнением условий разрешений на транзит опасных грузов и взрывчатых веществ, проводят инспекцию мест размещения опасных грузов при их транзите, условий и состояния транзита, а также приостанавливают транзит, осуществляемый в нарушение установленного порядка транзита;
осуществляют государственный экологический контроль за соблюдением экологических норм и правил по обеспечению охраны окружающей среды от вредного воздействия автомототранспорта;
организуют государственный учет и экологический контроль использования водных ресурсов;
осуществляют государственное управление и экологический контроль в области охраны, использования и воспроизводства, защиты растительного и животного мира лесного фонда, охраняемых природных территорий и охотничьих хозяйств на территории лесного фонда;
осуществляют в установленном порядке государственный контроль за выполнением карантинных правил, правил проведения противоэпизоотических мероприятий и обеспечения защиты объектов животного мира от болезней;
осуществляют управление, охрану растительного мира лесного фонда от пожаров, а также самовольных рубок и других действий, причиняющих ущерб растительному миру, организуют использование и воспроизводство растительного мира на землях лесного фонда;
координируют деятельность органов государственной власти на местах, юридических и физических лиц в области использования земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда;
обеспечивают реализацию единой государственной политики по рациональному использованию земельных ресурсов, регулированию земельных отношений и организации землеустройства;
координируют деятельность органов государственного управления, юридических и физических лиц в области использования, охраны земель, обеспечения сохранности, повышения и воспроизводства плодородия почв;
осуществляют государственный экологический контроль за использованием и охраной земель.
Государственный комитет Республики Узбекистан по
охране природы координирует деятельность специально уполномоченных государственных органов в области государственного экологического контроля.
Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
определяют основные направления природоохранной деятельности на соответствующей территории;
утверждают и контролируют реализацию территориальных экологических программ;
организуют контроль за охраной окружающей среды, использованием и воспроизводством природных ресурсов.
Статья 13. Полномочия органов самоуправления граждан в области общественного экологического контроля
Органы самоуправления граждан (сход граждан) в пределах своих полномочий:
осуществляют на соответствующей территории общественный экологический контроль за исполнением законов и иных актов законодательства в области охраны окружающей среды и контроль исполнения своих решений по вопросам в данной сфере;
содействуют негосударственным некоммерческим организациям в создании системы наблюдения, раннего предупреждения, отслеживания чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан, а также в организации и осуществлении общественного экологического контроля, формировании института общественных инспекторов и организации их обучения;
принимают участие при осуществлении других видов экологического контроля;
вносят специально уполномоченному государственному органу в области экологического контроля предложения по совершенствованию природоохранного законодательства и принимают участие в их разработке;
участвуют в выработке и принятии решения по во¬просам, касающимся обеспечения охраны окружающей среды, разработки и выполнения государственных программ по охране окружающей среды;
заслушивают отчеты руководителей органов исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории и по их результатам принимают решения;
вносят в соответствующие органы предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими решений органов самоуправления граждан, принятых по вопросам экологии и охраны окружающей среды, а также результатам общественной экологической экспертизы.
Обращение органа самоуправления граждан и его должностного лица по вопросам осуществления общественного экологического контроля подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Статья 14. Общественный инспектор экологического контроля
Общественным инспектором экологического контроля может стать гражданин, стремящийся принимать непосредственное активное участие в осуществлении экологиче¬ского контроля, мониторинга ситуации в регионах страны в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения.
Методическую и организационно-практическую помощь в формировании института общественных инспекторов экологического контроля и организации их деятельности оказывают институты гражданского общества совместно с Экологическим движением Узбекистана.
Статья 15. Координация деятельности в области общественного экологического контроля
Координация деятельности в области общественного экологического контроля осуществляется органами самоуправления граждан при методологической поддержке Экологического движения Узбекистана.
Глава 3. Осуществление экологического контроля
Статья 16. Порядок организации и проведения экологического контроля
Порядок организации и проведения государственного, ведомственного, производственного и общественного экологического контроля разрабатывается в соответствии с Типовым положением об организации и проведении экологического контроля.
Государственный экологический контроль осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области экологиче¬ского контроля и их территориальных подразделений, органов государственной власти на местах, действующих в пределах своих полномочий, в соответствии с планом-графиком проверок хозяйствующих субъектов, утвержденным специально уполномоченным органом, осуществляющим контроль деятельности контролирующих органов.
Ведомственный экологический контроль осуществляется органами государственного и хозяйственного управления в соответствии с планом-графиком мониторинга
окружающей среды, техническим регламентом и другой методической документацией органов государственного и хозяйственного управления с учетом специфики их деятельности и объектов контроля.
Производственный экологический контроль осуществляется юридическим лицом (хозяйствующим субъектом) в соответствии с программой, планом-графиком мониторинга, техническим регламентом и другой методической документацией юридического лица с учетом специфики их деятельности и объектов контроля.
Органы государственного и хозяйственного управления, а также хозяйствующие субъекты могут создавать экологическую службу, осуществляющую соответственно ведомственный и производственный экологический контроль в соответствии с Типовым положением об экологической службе.
Общественный экологический контроль осуществляется институтами гражданского общества и гражданами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Общественный экологический контроль может осуществляться совместно со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля, а также с органами государственного и хозяйственного
управления при проведении ими ведомственного экологического контроля, юридическими лицами – при проведении ими производственного экологического контроля.
Статья 17. Методы экологического контроля
Методами государственного, ведомственного и производственного экологического контроля являются:
проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований природоохранного законодательства;
государственный, ведомственный и производственный мониторинг окружающей среды;
учет воздействий на компоненты окружающей среды;
анализ, оценка и прогноз состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;
проверка соблюдения экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимые нагрузки на
окружающую среду и пользование природными ресурсами;
контроль за обеспечением эффективной работы природоохранного оборудования и сооружений;
проверка выполнения юридическими и физическими лицами программ и отдельных мероприятий, направленных на охрану земли, ее недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье граждан;
анализ статистических данных в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
анализ и оценка результатов природоохранной деятельности;
экономические меры управления и контроля.
Вспомогательным методом государственного экологического контроля является государственная экологическая экспертиза.
Методами общественного экологического контроля являются:
наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, соблюдением юридическими и физическими лицами природоохранного законодательства;
участие в качестве наблюдателя на объектах хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и здоровье граждан, при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;
анализ и оценка результатов, полученных при участии в других видах экологического контроля, а также статистических данных в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
социологический опрос и изучение общественного мнения по вопросам экологии и охраны окружающей среды;
анализ предоставленной органами государственной власти и управления на местах, а также специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля информации о состоянии окружающей среды в месте проживания и осуществления трудовой деятельности человека;
общественное слушание по вопросам экологии и
охраны окружающей среды;
общественная экологическая экспертиза;
организация специального «телефона доверия».
Статья 18. Оформление результатов экологического контроля
Оформление результатов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля может осуществляться путем составления:
акта (справки) по результатам проведения проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований природоохранного законодательства;
акта (справки) по результатам ведения мониторинга
окружающей среды и учета воздействий на компоненты окружающей среды;
справки по результатам анализа, оценки и прогноза состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;
акта (справки) по результатам проверки соблюдения экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимые нагрузки на окружающую среду и пользование природными ресурсами, а также контроля за обеспечением эффективной работы природоохранного оборудования и сооружений;
акта (справки) по результатам проверок выполнения юридическими и физическими лицами программ и отдельных мероприятий, направленных на охрану земли, ее недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение вредного влияния факторов
окружающей среды на здоровье граждан;
справки по результатам анализа и оценки природоохранной деятельности, статистических данных в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, экономических мер управления и контроля;
материала в правоохранительный орган, предложения руководителю подведомственной организации и юридического лица соответственно о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства.
Оформление результатов государственного экологического контроля может осуществляться также путем составления:
протокола по факту нарушения требований природоохранного законодательства;
постановления об ограничении или приостановки хозяйственной или иной деятельности юридического лица (хозяйствующего субъекта), при нарушении ими требований природоохранного законодательства, на срок не более десяти рабочих дней;
искового заявления в суд о приостановке хозяйственной или иной деятельности юридического лица (хозяйствующего субъекта), при нарушении ими требований природоохранного законодательства и в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью граждан, на срок более десяти рабочих дней, а также о возмещении вреда (ущерба), нанесенного окружающей среде и здоровью граждан;
заключения государственной экологической экспертизы.
Оформление результатов общественного экологиче¬ского контроля может осуществляться путем:
составления справки по результатам наблюдения, а также участия в других видах экологического контроля;
обобщения результатов социологического опроса
и общественного слушания по вопросам экологии и ¬охраны окружающей среды, а также информации, поступившей по специальной линии связи, для принятия решений по обращениям от юридических и физических лиц и принятых мер для устранения выявленных правонарушений;
составления заключения общественной экологической экспертизы;
подготовки предложений, заключений и обращений в соответствующие органы с приложением материалов по результатам общественного экологического контроля.
Результаты общественного экологического контроля могут быть оформлены и другими способами, не запрещенными законодательством.
Статья 19. Формы реализации результатов экологического контроля
Формами реализации результатов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля могут быть:
выдача юридическому и физическому лицу предписания об устранении выявленных нарушений требований природоохранного законодательства;
вынесение постановления об ограничении или при¬остановлении хозяйственной или иной деятельности юридического лица (хозяйствующего субъекта) на срок не более десяти рабочих дней в связи с нарушением ими требований природоохранного законодательства;
обращение в суд с исками об ограничении, приостановке хозяйственной или иной деятельности юридического лица (хозяйствующего субъекта), оказывающей вредное воздействие на здоровье или ¬условия проживания людей, на природные ресурсы, охраняемые природные территории или создающей угрозу возникновения такого воздействия на срок более десяти дней, а при невозможности устранения причин вредного воздействия — о прекращении или перепрофилировании такой деятельности, а также о возмещении вреда (ущерба), нанесенного окружающей среде либо отдельным ее объектам и здоровью граждан;
направление материала в правоохранительные органы, предложения руководителю подведомственной организации и юридического лица соответственно о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства;
публикация в средствах массовой информации результатов государственного экологического контроля и обеспечение органов государственной власти и управления, специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля, институтов гражданского общества, а также граждан информацией о состоянии и изменениях в окружающей среде, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов, влиянии факторов окружающей среды на здоровье граждан и принимаемых мерах по устранению последствий негативных процессов.
Формами реализации результатов общественного экологического контроля могут быть:
информирование специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля, органов государственной власти на местах и широкой общественности о результатах общественного экологического контроля, социологического опроса и общественного слушания по вопросам экологии и охраны окружающей среды, общественной экологической экспертизы;
внесение рекомендации специально уполномоченным государственным органам в области экологического контроля, органам государственного и хозяйственного ¬управления, органам государственной власти на местах по принятию мер и решений для устранения выявленных проблемных вопросов по результатам социологиче¬ского опроса и общественного слушания по вопросам экологии и охраны окружающей среды, общественной экологической экспертизы;
внесение в соответствующие органы предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими требований природоохранного законодательства;
обращение в суд с исками о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, а также о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан, препятствующих осуществлению общественного экологического контроля.
Результат общественного экологического контроля, представленный уполномоченным государственным органам в области экологического контроля, органам государственного и хозяйственного управления, органам ¬государственной власти на местах, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Статья 20. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля, осуществляющих государственный экологический контроль
Должностные лица специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля при осуществлении государственного экологического контроля в пределах своих полномочий имеют право:
требовать и получать от юридического или физиче¬ского лица необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с осуществлением государственного экологического контроля;
привлекать ведомственные и производственные экологические службы для участия в осуществлении государственного экологического контроля;
выдавать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований природоохранного законодательства;
привлекать должностных лиц и граждан, нарушающих требования природоохранного законодательства, к административной ответственности;
ограничивать, приостанавливать хозяйственную или иную деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя при нарушении ими требований природоохранного законодательства и в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью граждан на срок не более десяти рабочих дней;
обращаться в суд с иском о приостановке хозяйственной или иной деятельности юридического лица либо индивидуального предпринимателя при нарушении ими требований природоохранного законодательства и в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью граждан на срок более десяти рабочих дней, а также о возмещении вреда (ущерба), нанесенного ¬окружающей среде либо отдельным ее объектам и здоровью граждан;
направлять материал в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства;
ставить перед соответствующим органом государственной власти и управления вопрос об ответственности лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства;
вносить в специально уполномоченный орган по координации деятельности контролирующих органов представление о переносе срока проведения плановой проверки при наличии объективного на то основания.
Статья 21. Обязанности должностных лиц специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля, осуществляющих государственный экологический контроль
Должностные лица специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля при осуществлении государственного экологического контроля обязаны:
предъявлять проверяемому хозяйствующему субъекту необходимые документы на право проведения проверки;
не создавать препятствия для функционирования хозяйствующего субъекта;
производить запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном законодательством;
обеспечивать соблюдение государственных секретов, коммерческой и иной тайны;
соблюдать срок и периодичность проведения проверки, оформлять результат проверки актом (справкой), один экземпляр которого оставлять у проверяемого хозяйствующего субъекта экологического контроля в день окончания проверки;
принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случаях выявления фактов нарушения требований природоохранного законодательства.
Статья 22. Права должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих ведомственный экологический контроль
Должностные лица органов государственного и хозяйственного управления при осуществлении ведомственного экологического контроля в пределах своих полномочий имеют право:
требовать и получать от должностных лиц подведомственных организаций материалы и документы, необходимые для осуществления ведомственного экологического контроля;
проводить проверку в подведомственных организациях на предмет выполнения требований природоохранного законодательства, мероприятий ведомственных и отраслевых программ, планов по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье граждан;
выдавать руководству подведомственных организаций предписания об устранении выявленных нарушений требований природоохранного законодательства;
давать рекомендации и вносить требования руководителям подведомственных организаций о своевременном выполнении мероприятий ведомственных и отраслевых программ, планов по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье граждан;
вносить руководителю подведомственной организации предложение о привлечении лиц подведомственных организаций к ответственности по выявленным фактам нарушений требований природоохранного законодательства.
Статья 23. Обязанности должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих ведомственный экологический контроль
Должностные лица органов государственного и хозяйственного управления при осуществлении ведомственного экологического контроля обязаны:
оформлять результат проверки актом (справкой), один экземпляр которого оставлять у проверяемой подведомственной организации;
соблюдать срок проведения и периодичность проверки в порядке, установленном внутриведомственными актами;
не создавать препятствия для функционирования подведомственной организации;
обеспечивать соблюдение государственных секретов, коммерческой и иной тайны;
принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случаях выявления фактов нарушения требований природоохранного законодательства.
Статья 24. Права ответственных лиц, осуществляющих производственный экологический контроль
Ответственные лица, осуществляющие производственный экологический контроль, в пределах своих полномочий имеют право:
требовать и получать от должностных и ответственных лиц материалы и документы, необходимые для осуществления производственного экологического контроля;
проводить проверку соблюдения требований природоохранного законодательства;
проводить проверку выполнения мероприятий, программ, планов по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье граждан;
выдавать должностным и ответственным лицам предписания об устранении выявленных нарушений требований природоохранного законодательства;
давать рекомендации должностным и ответственным лицам по своевременному выполнению мероприятий, программ, планов по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье граждан;
вносить руководителю юридического лица предложения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности по выявленным нарушениям требований природоохранного законодательства.
Статья 25. Обязанности ответственных лиц, осуществляющих производственный экологический контроль
Ответственные лица, осуществляющие производственный экологический контроль, обязаны:
оформлять результат проверки актом (справкой), один экземпляр которого оставлять руководителю юридического лица;
соблюдать срок и периодичность проведения проверки в соответствии с планом-графиком контроля юридического лица;
не создавать препятствия для функционирования организации;
обеспечивать соблюдение государственных секретов, коммерческой и иной тайны;
принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случаях выявления нарушений требований природоохранного законодательства.
Статья 26. Права институтов гражданского общества в области общественного экологического контроля
Институты гражданского общества, осуществляющие общественный экологический контроль, имеют право:
участвовать в выработке и принятии решения по во¬просам, касающимся обеспечения охраны окружающей среды, разработке и реализации государственных программ в сфере охраны окружающей среды и здоровья граждан;
участвовать в создании системы наблюдения, раннего предупреждения, отслеживания чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан, а также в формировании института общественных инспекторов и организации их обучения;
обращаться в государственные органы и к их должностным лицам с запросом на получение необходимой информации, документов и сведений о соблюдении юридическими и физическими лицами природоохранного законодательства;
вносить органам государственной власти на местах, специально уполномоченным государственным органам в области экологического контроля, органам хозяйственного управления, расположенным на соответствующей территории, предложения об участии своего представителя в проверках при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;
вносить специально уполномоченному государственному органу в области экологического контроля предложения по совершенствованию природоохранного законодательства и принимать участие в их разработке;
информировать юридическое и физическое лицо о выявленном в их деятельности или действии (бездействии) нарушении требования природоохранного законодательства, а также рекомендовать принятие мер по устранению этого нарушения, причин и условий, ему способствующих;
информировать специально уполномоченный государственный орган в области экологического контроля о выявленном нарушении требований природоохранного законодательства;
вносить специально уполномоченному государственному органу в области экологического контроля предложения по назначению государственной экологической экспертизы, рекомендовать своего представителя для участия в такой экспертизе;
проводить социологический опрос и общественное слушание по вопросам экологии и охраны окружающей среды, общественную экологическую экспертизу;
направлять в правоохранительный орган сообщение о выявленном правонарушении в деятельности юридиче¬ского лица и гражданина, непринятии ими мер по
устранению правонарушения;
обращаться с иском в суд в связи с неправомерными действиями (решениями) должностного лица и гражданина, препятствующего осуществлению общественного экологического контроля;
получать и распространять информацию о состоянии окружающей среды, использовании и воспроизводстве природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленных правонарушений в порядке, установленном законодательством.
Обращение института гражданского общества по во¬просам осуществления общественного экологического контроля подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Статья 27. Права граждан в области общественного экологического контроля
Граждане в области общественного экологического контроля имеют право:
участвовать в качестве инспектора общественного экологического контроля при осуществлении всех видов экологического контроля в соответствии с Положением об общественном инспекторе экологического контроля;
вносить специально уполномоченным государственным органам в области экологического контроля предложения по формированию и реализации государственных программ в области охраны окружающей среды, совершенствованию природоохранного законодательства;
участвовать в заслушивании отчетов руководителей районных, городских и областных хокимиятов, организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды и благоустройства;
участвовать в проводимом общественном слушании по вопросам экологии и охраны окружающей среды, общественной экологической экспертизе;
обращаться с заявлениями о предоставлении необходимой информации о состоянии окружающей среды на соответствующей территории;
информировать специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля об обнаруженном ими нарушении требований природо¬охранного законодательства.
Статья 28. Права общественного инспектора экологического контроля
Общественный инспектор экологического контроля в пределах своих полномочий имеет право:
осуществлять наблюдение за соблюдением юридиче¬скими и физическими лицами природоохранного законодательства;
принимать участие в качестве наблюдателя и посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и здоровье граждан, при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;
изучать документы на право пользования природными ресурсами, знакомиться с иными материалами, необходимыми для осуществления общественного экологиче¬ского контроля;
составлять соответствующие документы, оформлять материалы о нарушениях требований природоохранного законодательства и направлять их органам (должностным лицам), уполномоченным принимать решения о привлечении к ответственности лиц за совершенные ими правонарушения;
подготавливать обращение органа самоуправления граждан к юридическому и физическому лицу с требованием об устранении нарушения требований природо¬охранного законодательства, выявленных при осуществлении общественного экологического контроля, о минимизации наносимого вреда окружающей среде, с предупреждением об ухудшении экологической обстановки;
проводить работу по воспитанию у граждан бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам;
принимать участие в совместных мероприятиях государственного, ведомственного и производственного экологического контроля.
Статья 29. Обязанности институтов гражданского общества и граждан, осуществляющих общественный экологический контроль
Институты гражданского общества и граждане, осущест¬вляющие общественный экологический контроль, обязаны:
не подменять функции специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля;
не распространять информацию, составляющую государственные секреты, коммерческую и иную тайну;
не заниматься извлечением экономической выгоды и преимуществ личного характера.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 30. Недопустимость вмешательства в деятельность по осуществлению экологического контроля
Вмешательство в деятельность по осуществлению экологического контроля, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, специалистов, государственных и общественных инспекторов, осуществляющих экологический контроль, с целью препятствования их законной деятельности, а также использование их в целях, не связанных с осуществлением экологического контроля, запрещается.
Статья 31. Разрешение споров
Споры в области организации и осуществления экологического контроля разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства об экологическом контроле
Лица, виновные в нарушении законодательства об экологическом контроле, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 33. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственной власти и управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Узбекистан